Банк бизнес идей
 
История успеха. Йонас Нордландер

История успеха. Йонас Нордландер

Доска объявлений за $2,7 млрд: как Avito пришла к успеху !

Сегодня нас ждёт рассказ об истории создания Авито. Началась она в 2007 году. К тому времени в Сети появились уже свои лидеры, обозначились векторы развития и даже вспыхнули первые яркие истории успеха. Некоторые горячие головы в ту пору даже утверждали, что всё хитовое и прибыльное давно создано, свободных ниш мало, а уж через пару лет не останется и их. Словом, фаталисты паниковали и искали оправдание своей беспомощности, в то время как умные люди тихонечко анализировали ситуацию и разрабатывали схемы маршрутов к сетевым богатствам.
Как раз одним из этих умных людей был швед Йонас Нордландер, который вполне справедливо считал, что наличие выхода в Сеть всего лишь у 20% россиян (2007 год) — это чертовски оптимистичная статистика. Его не волновали ни социальные сети, ни онлайн-игры, ни развлекательные сайты. Йонаса Нордландера больше всего интересовали личные вещи россиян, которые заполонили их шкафы, прихожие, тамбуры, гаражи, балконы и дачи. Он чувствовал, что уже скоро Россия полноценно войдёт в Сеть, а потому ей обязательно нужен будет свой сайт, где всё это добро можно будет выгодно реализовать. Сегодня я расскажу вам о том, как был создан крупнейший российский сайт бесплатных объявлений Avito.ru.

Предыстория. Где-то в далёкой Швеции…
В 1999 году швед Йонас Нордландер создал сайт аукционных торгов, который, по сути, был скопирован с известного ресурса Ebay. Естественно, размаха, как у Ebay, у шведского портала не было и в помине, но принципы торговли были этими же. Прижимистые шведы быстро полюбили проект за возможность продажи на нём любых украшений, предметов антиквариата и редких безделушек.
Первое время дела шли в гору, Йонасу даже удалось собрать более двух миллионов евро инвестиций для развития стартапа. Поняв, что в одиночку с такой махиной уже не справиться, Нордландер собрал команду единомышленников, которые и занялись развитием ресурса.
Успех пришёл, хоть и случилось это далеко не сразу. В 2006 году Йонас Нордландер получил заманчивое предложение от Ebay, в котором «кит» интернет-торговли предлагал за портал Tradera.com солидную сумму в 50 млн евро. Немного поразмыслив, швед проект продал, получив в результате многолетней работы миллионное состояние и бесценный опыт.
Будучи по своей натуре человеком предприимчивым, он решил не хранить деньги в чулке, а вложиться в новую авантюру. Как ни странно, он выбрал Россию, которую даже самые отчаянные западные оптимисты вряд ли считали перспективной для сетевого бизнеса.

Avito: первые шаги в Рунете.
Вынужден повториться: инвесторы не верили в Россию, считая вложение финансов в Рунет чем-то сродни добровольному отказу от денег. Нордландер был уже в отчаянии найти единомышленников, когда судьба свела его с соотечественником Филиппом Энгельбертом. Немного поразмыслив, Энгельберт согласился стать инвестором и партнёром в одном лице. Будущий интернет-гигант и главный освободитель балконов от ненужных вещей запустился в 2007 году, получив при рождении доменное имя Avito.ru.
Сказать, что сразу же всё пошло отлично и проект неудержимо рванул ввысь, никак нельзя. Потому что до 2009 года было наломано столько дров, что хватило бы на отопительный сезон для небольшого посёлка. Главная проблема заключалась в том, что первые два года сайт был ориентирован на систему аукционов. Конкурентов хватало, а вот с азартными до торгов посетителями были как раз проблемы. Стало понятно, что ещё пару лет подобного штиля, и проект можно будет сдавать в утиль.
В спешном порядке Нордландер и Энгельберт меняют стратегию работы, полностью сориентировавшись на работу с объявлениями. Именно 2009 год можно считать датой полного перерождения Авито в сайт массовых бесплатных объявлений.
Увы, даже со сменой курса проблемы не ушли: хоть Avito и запустил массированную рекламную кампанию в СМИ и раскрутку в Сети (присутствовало много SEO), конкуренты тоже не дремали. В частности, главным «плохим парнем» стал сайт Slando.ru, созданный на год раньше уже упоминавшимся нами Ebay. Началось великое рекламное противостояние, огромное по затратам и жестокое по своей сути.
Жестокость «схватки» заключалась в том, что две компании практически сжигали друг друга своими рекламными бюджетами. С обеих сторон вкладывалось всё больше, и остановка любой из сторон была сродни проигрышу. Получалось, что прибыли уже не покрывали рекламных расходов, поскольку сайты сами взвинчивали ставки.
Скорее всего, схватка закончилась бы обоюдным разорением, но, слава бороде Зевса, здравый смысл всё же победил: была достигнута договорённость о слиянии Avito, Slando и OLX (третий участник битвы) в единый портал. Им стала площадка Avito. Нокаут удался, но дался он слишком дорого: до 2013 года компания продолжала работать себе в убыток.

Авито сегодня!
После того как вопрос с конкурентами разрешился, началась эпоха созидания. Из наиболее выгодных нововведений периода 2011–2013 года можно выделить введение баннеров VIP-объявлений, появление недвижимости как отдельного раздела, запуск «магазин на Avito» и AvitoАвто. Из наиболее свежего — появление модуля «работа на Avito».
С 2012 года сайт уверенно входит в ТОП-5 наиболее посещаемых ресурсов Рунета. Когда стало ясно, что успех неминуем, потекли и серьёзные инвестиции. Так, только в 2012 году сайт получил более $75 млн от сторонних компаний.
Сегодня Авито считается наиболее крупным сайтом объявлений в Восточной Европе. Помимо России, сайт работает на Украине, в Марокко, Египте и некоторых других странах. Не смотря на колоссальную популярность портала, львиную долю прибыли сайту приносят именно частные объявления. Объявления компаний дают гораздо меньше. Считается, что со временем этот дисбаланс будет сокращён.
Учитывая, насколько долго сайт шёл к успеху, можно быть уверенными, что дальше его ожидает период значительного роста. Постоянные изменения и качественные улучшения на портале — отличное тому подтверждение. Популярность Авито растёт, число прибыльных ниш увеличивается, проблемы с конкурентами решены — всё это отлично иллюстрирует готовность сайта к борьбе за своего посетителя и способности достигать желаемого.

Оцените пост

Добавить комментарий

Войти с помощью: