Банк бизнес идей
 
История успеха. Артем Артемьев

История успеха. Артем Артемьев

История успеха. Артем Артемьев

История успеха. Артем Артемьев
1. Магнитогорский бизнесмен Артем Артемьев, освоив производство гирь, заполнил ими 50% российского рынка и взялся за инвентарь посложнее. Выпуск спортивных тренажеров принес ему в 2016 году около 60 млн руб. выручки
Шкуры и надгробия

2. Свой первый бизнес 38-летний Артем Артемьев затеял еще в старших классах школы. В родном поселке Волковский в Челябинской области он покупал и засаливал шкуры коров и быков, а потом продавал перекупщикам из Магнитогорска — те отправляли их в Европу, где шкуры шли на производство обуви. На вырученные средства Артем купил редкий для конца 1980-х Polaroid и в летний низкий сезон делал фотографии односельчан, за что зимой получал шкуры.

3. Коммерческую деятельность Артем продолжил и на филфаке Магнитогорского педагогического университета. 18-летний студент открыл в Верхнеуральске магазин ритуальных принадлежностей «Память». Для производства надгробий из мраморной крошки он арендовал пустующее помещение коммунальной бани. Бизнес пошел неплохо, скоро Артемьев открыл второй магазин в поселке Межозерный. Однако через пару лет отдал магазины родителям: один они сразу же закрыли, а потом, не выдержав конкуренции, закрыли и второй.

4. С трудом окончив вуз («на лекциях я отсыпался»), Артем работать по специальности — учитель русского языка и литературы — не стал, предпочел предпринимательство. Идею открытия спортивного магазина привезла в 1998 году из Москвы будущая супруга: там ее родственник управлял точкой по продаже спортинвентаря. Артем часто посещал тренажерный зал и знал, что ниша более или менее свободна.

5. В открытие магазина Артемьев и его жена Наталья вложили $8 тыс. Продавали массовый спортивный инвентарь — мячи, ракетки, шведские стенки и пр. В кризис конца 1990-х Артемьев погряз в долгах. Выжить бизнесу помогла смена ассортимента: низкомаржинальные массовые товары он заменил на солярии, тренажеры и бильярдные столы. Массовый сегмент просел, но самые обеспеченные покупатели продолжали тратить. Продавцами Артем нанял увлекающихся спортом молодых людей: они профессионально объясняли все плюсы и минусы товара, а заодно привлекали своим спортивным обликом покупателей. «Магазин работает и сегодня, им управляет моя супруга», — говорит Артемьев.

А Артему хотелось заниматься производством. В 2000 году он затеял новый спортивный проект — выпуск дисков и грифов для штанг.

Тяжелый бизнес

1. На запуск предприятия Артемьев взял несколько кредитов в местных банках на общую сумму 500 тыс. руб. На эти деньги купил токарные станки и пресс, литейное производство организовал в здании коровника распавшегося совхоза.
Через год начались первые продажи, свою продукцию Артемьев поставлял под торговой маркой «Титан». Но в 2002 году вдруг поднялись цены на металл, прежняя технология стала нерентабельной. Тогда Артемьев построил печь, работающую на коксе. Но и тут его ждала неудача: основной поставщик коксующихся углей — Казахстан — начал продавать все в Китай, а Магнитогорский комбинат не отгружал ни килограмма.

2. «Месяца два мы еще протянули благодаря тому, что нашли старые очистные установки, где кокс использовался в качестве фильтрующего элемента, — вспоминает Артемьев. — Выскребли там все подчистую». Затем пришлось переходить на электрические печи. Первая из двух купленных печей оказалась бракованной, работать пришлось на одной. Чуть позже в Казахстане нашли еще одну. «В итоге мы выкарабкались, вернули кредиты и даже немного заработали», — говорит Артемьев.

3. В 2006 году он добавил в ассортимент гири, а предприятие назвал «Уральская гиря». Чтобы разобраться с особенностями литейного производства, Артемьев читал учебники по металлургии, а также ездил на соревнования со спортсменами-гиревиками — посмотреть, как ведет себя продукция «в деле».

4. К 2010 году «Уральская гиря» производила более 150 т продукции в месяц — диски для штанг и гантелей, литые и наборные гантели, грифы, любительские, соревновательные и разборные гири. Закупала магнитогорские гири в основном оптовая компания «Евроспорт». По оценкам Артемьева, его продукция заняла около 50% российского рынка гирь. А в 2011 году компания Артемьева попала в Книгу рекордов России, изготовив гирю весом 100 пудов (1638 кг).

5. К этому моменту Артемьев уже загорелся новой идеей — запустить производство спортивных тренажеров. «Гири и диски — консервативный продукт, трудно придумывать что-то новое. Разборная гиря, двуручная гиря — а что дальше? А вот в производстве тренажеров широкий простор для инноваций, да и сам рынок больше. У нас под боком крупнейший производитель стального проката, Магнитогорский металлургический комбинат», — говорит предприниматель. Близость к ММК к тому же позволяла экономить на логистике.

6. В 2010 году Артемьев решил полностью отойти от управления «Уральской гирей» и передал бразды правления производством и сбытом гендиректору Владимиру Апросину. Сегодня топ-менеджеры предприятия работают автономно, они оплачивают аренду и платят Артемьеву процент с выручки — за использование товарного знака и патентов за двуручную, разборную и другие оригинальные гири.

А Артем в 2010 году зарегистрировал новую торговую марку — Iron King. «Мы снова начали все с нуля», — говорит он.

Король металла

1. Производство Артемьев решил разместить в селе Степное в 90 км от Магнитогорска — арендовал там 300 кв. м бывших складских помещений. На 2,6 млн руб. купил минимум оборудования: трубогибочный и ленточнопильный станки, камеру для порошковой окраски. Штат новой компании составлял четыре человека, не считая самого Артемьева.

2. Поначалу производство было экспериментальным — делали подставки под диски и скамьи. «На таких объемах мы учились контролировать качество», — объясняет Артем. С 2013 года перешли на более сложные тренажеры — машину Смита (силовой тренажер, популярный в бодибилдинге), кроссоверы (оборудованы перекрестным механизмом для создания регулируемой нагрузки грудных мышц) и другое грузоблочное оборудование. Их разработка обошлась Артемьеву более чем в 3 млн руб. Клиентов привлекали через знакомых в местной спортивной индустрии и при помощи рекламы, потратив на нее около 700 тыс. руб.

3. В итоге один из оптовых клиентов приобрел порядка 70 тренажеров-кроссоверов. «Мы поняли, что правильно нащупали рынок. Но в целом продажи шли эпизодически — 3–4 раза в месяц, — говорит Артемьев. — При этом само производство обходилось слишком дорого: помещения отапливались электричеством». Артемьев задумался о смене локации, а заодно и о расширении.

4. Подходящим помещением показался бывший тракторный цех (6,5 тыс. кв. м) Верхнеуральского ремонтного завода. Кредит на его покупку в 7 млн руб. дал Сбербанк. Еще столько же потребовал ремонт помещений, его Артемьев сделал на собственные средства. В результате увеличили энергообеспечение, залили полы, достроили котельную и выгребные ямы. Еще 4 млн руб. ушло на закупку оборудования — различных станков, камер для окрашивания, машин фрезерной резки с ЧПУ, раскройных и швейных.

5. Производство тренажеров оказалось гораздо сложнее, чем гирь. «Мы работали с десятками поставщиков, было очень сложно контролировать качество и сроки поставки каждой детали. При срыве сроков поставки одного болта мы задерживали отгрузку всей партии», — вспоминает Артемьев. Поэтому в 2015 году открыли два собственных склада (площадью 120 и 80 кв. м), чтобы иметь гарантированные запасы комплектующих.

6. Последний день зимы 2017 года Артемьев провел на небольшом чешском заводе — производителе тренажеров Grun. Артема поразило, что на предприятии с 28-летней историей, поставляющем тренажеры всей Европе, работает всего десять человек. «Для таких же объемов нам нужно в два раза больше людей», — сетует предприниматель. Большинство деталей чехи не делают с нуля, а берут у поставщиков, оставив себе только основные процессы — заготовку, сварку с зачисткой, окраску и сборку. Артемьев надеется повторить этот опыт в России: «В идеале я хотел бы оставить только разработку и сборку, а все остальное отдать на аутсорсинг».

7. Чтобы прийти к этой модели, компании надо решить ряд проблем, в том числе с качеством. «За брак и невыполнение трудовой дисциплины мы нещадно увольняли, — вспоминает Артемьев. — Как-то раз после обнаружения брака уволили 30% коллектива, включая директора завода». Новый продержался ровно год, Артемьев уволил и его: тот не смог вывести производство на плановые показатели.

8. Сегодня среди крупнейших клиентов Iron King — сеть екатеринбургских фитнес-студий Yashankin, фитнес-клуб «Брутал Джим» из Курска, рязанский фитнес-клуб «Джиксер», чебоксарская «Форма» и др. В общей сложности компания производит более 486 наименований различных тренажеров — профессиональных для спортивных клубов и их бытовых аналогов, уличных и оборудование для набирающего популярность воркаута.

Импортозависимый рынок

1. На рынке спортивных тренажеров до недавнего времени бал правил импорт. Основные потоки железа шли из Азии. По данным маркетингового агентства MegaRеsearch, на долю китайских компаний и сейчас приходится около 50% рынка. При этом на территории Китая и Тайваня размещено также производство американских и европейских брендов.
Крупнейшие производители тренажеров, поставляемых в Россию: Merge up International, Rinelly Corp., Heinz Kettler, Technogim, Life Fitness, Decathlon S.A.

2. На цену тренажеров влияют известность торговой марки, страна-производитель, предназначение. В сегменте профессиональных тренажеров преобладает американское оборудование — Precore, Life Fitness, Nautilus, Star Trac, Hammer Strength, Body-Solid, Freemotion, Peramount Fitness, Matrix, Johnson), неплохая репутация у итальянских брендов TechnoGym, Teca, H3OZ и немецких Gym 80 Int., Fitness Pro.

3. После падения рубля в 2014 году активно развиваются российские производители, сейчас их порядка 50. Крупнейшие игроки — V-Sport, DK Sport, «Феррум». Долю Iron King на российском рынке Артемьев оценивает в 5%.

4. «Любой российский бренд будет в разы дешевле аналогов из Италии, США, Тайваня и Китая, — говорит фитнес-директор сети клубов Raketa Алекс Сурос. — В Китае дешевое производство, но все равно оборудование оказывается дороже российского. В России берут металл отечественного производства либо из ближнего зарубежья, это сильно снижает себестоимость». Для сравнения: американский гриф «Бревно» стоит 20,7 тыс. руб. (не считая транспортных расходов), гриф Iron King — 3,89 тыс. руб.

Дешево и быстро

1. «Занять свою долю рынка нам позволили грамотная ценовая политика и сжатые сроки производства», — считает Артемьев.

Масштабное производство он развернул как раз перед падением рубля. «Можно сказать, что мы участвуем в импортозамещении зарубежных тренажеров отечественными аналогами, — рассуждает предприниматель. — А что? Есть все условия: сырье на 90% — отечественное. Развитая конкуренция среди производителей силовых тренажеров в низком и среднем сегментах постепенно делает невыгодным импорт даже из Китая».

2. Судя по сайтам производителей, оборудование Iron King обходится дешевле не только зарубежных, но и российских аналогов. Например, тренажер для жима ногами от Iron King стоит 53,5 тыс. руб. (при максимальной нагрузке в 600 кг и четырех хромированных накопителях для дисков). Тот же тренажер от другого российского производителя — V-Sport — обойдется в 62 тыс. руб. (нагрузка 400 кг и два накопителя), от «Феррума» — 54,9 тыс. руб. Стандартный срок изготовления заказов у конкурентов — две-три недели, нередко четыре-пять. Артемьев уверяет, что у него обычно уходит на выпуск изделия не больше двух недель.

3. По итогам 2016 года выручка компании составила 68,7 млн руб., операционная прибыль — около 13,5%. На компанию работает 47 человек, включая четырех конструкторов в КБ в Магнитогорске. 70% всей продукции раскупают в регионах, на Москву и Санкт-Петербург приходится лишь 30%.

4. В столице артемьевские тренажеры закупает, например, сеть Alex Fitness. «У Iron King мы покупаем часть необходимого оборудования — рамы, оборудование для функционального тренинга и кроссфита, силовой инвентарь — так называемое железо, — говорит президент холдинга «Алекс Фитнес» Алексей Ковалев. — Это производитель полного цикла, и цена, соответственно, ниже, чем у конкурентов. При этом ребята производят долговечное и удобное в эксплуатации оборудование».

5. Летом 2017 года Артемьев запустит новую линию тренажеров среднего ценового класса. Оборудование для нее ждут из Турции. «Будут применены новые сварочные технологии, они обеспечат новое качество сварных деталей. Отличия будут и в дизайне, эргономике и долговечности», — говорит Артемьев. Одновременно Артемьев ищет новых поставщиков комплектующих для новой линейки — искусственной кожи для спинок и готовых деталей из нержавеющей стали и алюминия. Поставщиков фурнитуры и краски он намерен также заменить.

6. «Российская фитнес-индустрия производит оборудование не так давно, соответственно, пока недостаточно опыта в проектировании. Качество тоже не всегда на высоком уровне, — считает фитнес-директор сети клубов Raketa Алекс Сурос. — Даже если производитель говорит, что тренажеры — премиум-уровня, мы видим, что отличие от западного премиального уровня — колоссальное. Все равно где-то вылезут корявости или низкое качество металла». Престижные фитнес-клубы по-прежнему закупают импортное оборудование, и теперь владелец Iron King намерен испытать себя в этом сегменте.

Оцените пост