Банк бизнес идей
 
Бизнес-идея: Кукольный театр

Бизнес-идея: Кукольный театр

Начальные вложения: 600 т.р.
Ежемесячная прибыль: 70 т.р.
Срок окупаемости: 9 мес.
Трудно представить жизнь ребенка без кукол и без театрализованных представлений, ведь и то, и другое не только служит средством развлечения, но и развивает растущего человека. По сути, каждая игра ребенка с игрушками представляет собой кукольный театр в миниатюре. Возможно, именно поэтому дети с большим удовольствием посещают представления в профессиональном театре кукол, что дает возможность заработать на театральном бизнесе.

1. Чтобы основать любой театр, нужны, прежде всего, сцена, актеры и другой персонал, декорации. Если своего помещения нет, то можно выбрать мобильный формат и путешествовать по детским заведениям или снимать залы для гастролей в разных городах. Таким образом, кукольный театр может существовать в двух вариантах: передвижной и стационарный, причем это не взаимоисключающие состояния, так как ничто не мешает театру, имеющему помещение, отправиться на гастроли, или мобильному театру обрести собственную площадь.

Для регистрации театра следует определиться с организационно-правовой формой. Лучше выбрать статус некоммерческой организации, так как некоммерческая организация – это организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Театр создается для достижения культурных целей, а плата за билеты просто помогает организации существовать. В качестве некоммерческой организации, к тому же, можно получать дотации государства, а деньги зарабатывать такая форма никак не мешает.

Еще один плюс находим в налоговом законодательстве: «В соответствии с п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся в том числе реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности; реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов».

2. Каким должно быть помещение для кукольного театра? Расположение в центре города – это прекрасный вариант, но необязательный. Главное, чтобы до театра было легко добраться общественным транспортом практически из любой точки города. Желательно, чтобы в зрительном зале могли разместиться примерно 70-80 человек. Если зал будет меньше, работать будет просто невыгодно. Если больше – зрителям будет плохо видно происходящее на сцене. Театру нужен также гардероб, санузел и помещение для хранения реквизита. Стоит позаботиться о пожарной безопасности территории, так как пока Государственный пожарный надзор не даст разрешение, театр работать не будет. К помещениям, в которых размещаются учреждения культуры, предъявляются следующие требования.

К зданию должен быть обеспечен свободный подъезд пожарной машины. Противопожарные разрывы между знаниями не должны использоваться для складирования материалов или стоянки автотранспорта.

Драпировки, материалы для акустической отделки стен и потолков, сценическое оформление и другие сгораемые конструкции должны быть обработаны огнезащитным составом. По факту обработки должен быть составлен акт. Эту процедуру проводят организации, у которых есть соответствующие лицензии. Стоимость обработки 70-100 рублей за квадратный метр.

Входы на чердаки и в подвалы должны быть закрытыми.
Все возможные пути эвакуации должны быть свободны, проходы не загромождены.

Курение, разведение костров, использование открытого огня на территории театра категорически запрещено.
Использование электронагревательных приборов в местах, не согласованных с органами Государственного пожарного надзора, не допускается.

Запрещено хранение легковоспламеняющихся жидкостей и других огнеопасных материалов, а также уборка помещений с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
Не допускается проведение перепланировки помещений и возведения строений без согласования с Государственным пожарным надзором; утепление помещений сгораемыми материалами; установка перегородок из сгораемых материалов.

Количество зрителей не должно превышать число посадочных мест, указанных в техническом паспорте, число артистов на сцене определяется из расчета 0,75 квадратных метра площади на человека.
Если вместимость зала более 800 человек, на сцене должен быть установлен противопожарный занавес и песочный затвор с чистым песком. Средняя скорость спускания занавеса должна быть не меньше 0,2 метра в секунду. На планшете сцены должны быть нанесена красная линия, отмечающая границу спуска занавеса. Декорации не должны выступать за линию. Когда спектакль или репетиция окончены, занавес должен немедленно быть опущен.

Если вместимость зала менее 800 человек, вместо пожарного занавеса может быть использована дренчерная установка (водяная завеса).
Перекрытия в помещениях для хранения декораций должны быть из несгораемых материалов.

Во время затемненных сцен проход к эвакуационным выходам должен освещаться световой электродорогой. Все двери и выходы со сцены должны держаться свободными.

По окончании спектакля декорации должны быть убраны.
Проходы в декорационных складах должны иметь ширину не менее 1,5 метра.

Запрещено хранение декораций под лестничными маршами, на чердаках и в подвалах, расположенных под зрительным залом.
Средства пожаротушения и оповещения о пожаре должны быть исправны, доступны, освещены в ночное время.

Нежелательна установка решеток на окна, но в отдельных случаях по согласованию с органами пожарного надзора допускается использование раздвижных решеток на окнах первого этажа.
На видных местах должны висеть план эвакуации и пожарные указатели.

Как видите, подготовить документы для открытия театра не так просто. За создание плана эвакуации придется заплатить, стоимость указательных знаков неприятно удивляет. Деньги нужны на ремонт, закупку мебели, освещение сцены, создание декораций и кукол.

3. Чтобы поддерживать жизнедеятельность стационарного кукольного театра, в штате должны быть следующие сотрудники: актеры (трех-четырех постоянно работающих актеров хватает), режиссер, сценарист, художник-оформитель, распространитель билетов, уборщик, рабочий сцены. Часто один человек совмещает несколько должностей, например, режиссер пишет пьесы и исполняет роли. Если требуются дополнительные актеры, то они приглашаются за гонорар из других театров. Это позволяет сэкономить на зарплате. Чтобы интерес зрителей сохранялся, кукольный театр должен ставить не меньше пяти спектаклей в сезон.

Билеты в столицах стоят рублей 600-700 рублей, провинциальные спектакли продаются за 300-400 рублей. Больше половины заработка театра тратится на создание новых спектаклей и зарплаты, да еще нужно платить за содержание помещения и рекламу.

Преимущество кукольного театра перед обычным в том, что затраты на создание спектакля могут быть значительно меньше, не нужны громоздкие декорации, а на некоторых куклах иногда просто меняют костюмы, что существенно экономит средства. На занавес для игрового театра понадобится 200-300 метров бархата, а для кукольного театра подойдет двухметровый отрез. В среднем новая кукольная постановка стоит порядка 50 тысяч рублей. Затраты на постановку могут окупиться за месяц или два.

На создание одной куклы тратится от 3 до 10 тысяч рублей. Куклы, используемые в спектаклях, могут быть нескольких видов. Те, что управляются снизу, называются верховыми куклами. Актер находится за ширмой и смотрит на куклу снизу.

Перчаточные куклы – это старинный вид, дошедший до нас еще со времен русского народного театра. Такие куклы легко и недорого создавать, но они получаются небольшого размера и подходят для залов, где собирается не больше 40 зрителей.

Тростевые куклы очень распространены в современных русских кукольных театрах. Основой куклы является шток, нижний конец которого находится в руке кукловода, а к верхнему прикреплена шея куклы. Трости для управления руками крепятся к локтям куклы. Тростевая кукла существует уже более двух тысяч лет.

Теневые куклы пришли к нам с востока. В России теневой театр появился в начале XVIII века. Куклы представляют собой плоские фигурки, управляемые с помощью тростей и изготавливаемые, как правило, из шкуры животных.

Кукла-марионетка, управляемая с помощью нитей, наиболее популярна в театрах Европы. Нити закрепляются одним концом на руках, ногах, голове и туловище куклы, а другим концом на ваге, которую держит актер. В театре марионеток ширма ставится таким образом, чтобы актеры находились выше кукол, как бы нависая над ними.

4. Детские спектакли обычно собирают публику в выходные дни, за день может проходить несколько представлений. В будни можно приглашать на утренние спектакли школы и детские сады, а вечером вести детскую студию актерского мастерства. Кроме того, помещения можно сдавать в субаренду для проведения тренингов и презентаций.

Главная задача театра на стадии стартапа – завоевать известность. Руководители театров отмечают, что больше всего зрителей приводит так называемое «сарафанное» радио, то есть залог успеха – это, прежде всего, хорошие спектакли, которые люди посоветуют своим друзьям и знакомым. Однако и без опытного продажника не обойтись, неважно, работает театр на постоянном месте или существует в мобильном варианте.

Чтобы привлечь зрителей на ваши спектакли, можно использовать разные виды рекламы: Интернет-рекламу, рекламу на телевидении, радио, в печатных СМИ, рекламные щиты, растяжки и т.д. Вот интересная идея для рекламной акции. В теплое время года в парке, где гуляет большое количество человек, можно поставить ширму, на которой должно быть хорошо видно название театра, адрес, телефон, и показывать мини-спектакли, приглашая зрителей на полномасштабные представления. Такое бесплатное шоу понравится и детям, и взрослым, привлечет внимание, о нем люди расскажут свои знакомым, сфотографируют, снимут на видео, выложат в социальные сети, тем самым помогая вам рекламировать театр.

Когда нет средств на театральное помещение, можно начать свое дело с передвижным кукольным театром. Декорации для мобильных представлений должны быть легкими и быстро собираться. Если актеров всего двое, то куклы и ширма поместятся и в легковую машину с просторным багажником.

5. Передвижной театр путешествует по школам и детским садам, оздоровительным лагерям. Главное в этом бизнесе – наладить контакт с администрацией образовательных учреждений. Как бы хороши ни были спектакли, их просто никто не увидит, если у театра нет хорошего менеджера, который устроит выступления. Обзвонить школы недостаточно для организации сотрудничества, лучше попытаться устроить личные встречи с руководителями организаций или их заместителями и сразу попытаться их заинтересовать.

Обычно театры отдают 10 процентов от проданных билетов школе и детскому саду, это стимулирует доброжелательность руководящих работников. Продолжительность спектакля не должна превышать 40 минут, так проще подстроиться под расписание школы. Билеты для школьных преставлений стоят 100-200 рублей. Зрителей собирается в среднем 50-80 человек, не больше. Таким образом, за один спектакль в среднем можно заработать около 8000 тысяч рублей. Чтобы всегда была возможность найти зрителей и площадку для выступления, в репертуаре мобильно театра должны быть разные спектакли для детей дошкольного, младшего школьного возраста и учащихся 5-6 классов, хотя последняя группа реже проявляет интерес к кукольному театру.

Для поднятия престижа театра, обмена опытом, творческого развития театры принимают участие в фестивалях. Благодаря фестивалям театры становятся известны как в профессиональной среде, так и среди зрителей. Фестивали кукольных театров ежегодно проходят в разных уголках нашей страны. К участию приглашаются все желающие, заявка подается за два-три месяца.

Кукольный театр имеет все шансы превратиться в процветающее предприятие, если ему удастся сделать себе имя в первые годы существования. В противном случае спасти театр от закрытия смогут только гранты Министрества культуры, и такая судьба постигает многие организации.

Оцените пост