Источник №1: вообще не тратить деньги, пока не будет готов прототип. Вкладывать труд – до тех пор, пока не увидишь, что получился перспективный проект, в который стоит вкладывать ещё и деньги.
Источник №2: собственные средства создателя проекта. В случае успеха это самая грамотная инвестиция. В книге «Рунетология» создатель Wikimart Максим Фалдин рассказывает, как он и его партнёр в 2009 году, вернувшись из США, продали свои подмосковные квартиры, чтобы вложиться в свой стартап. Сегодня месячный объём заказов в этом онлайновом магазине составляет 4 млн долларов.
Источник №3: если нет ни денег, ни квартиры, которую можно продать, то существует вариант одолжить. Одному комфортней занять у друзей и родственников, другому — у банков или иных кредитных учреждений. В порядке экзотики можно ещё у текущего работодателя кредитоваться под залог будущих зарплат, если должность позволяет.
Источник №4: ангел-инвестор. Человек, который даст денег на проект просто потому, что верит в вас, или в вашу идею. При этом он станет совладельцем такой доли в проекте, какую вы с ним заранее оговорите. Особенность бизнес-ангела состоит в том, что его привлечение не обставлено формальностями, каких требуют инвестфонды. Составление бизнес-планов, отвечающих требованиям их бухучёта, для многих стартапщиков является непреодолимым препятствием. Достаточно вспомнить, на какой коленке составлялся бизнес-контракт между Цукербергом и Эдуардо Саверином, давшим первые 20.000 долларов на Фейсбук. Саверин, мальчик из богатой бразильско-еврейской семьи, к тому же заработавший накануне летом 300.000 на успешной торговле нефтяными фьючерсами, был как раз тем самым ангелом-инвестором. Кончилось всё, как известно, некрасивой арбитражной разборкой. Так что, может быть, есть своя польза в формально проработанных инвестконтрактах на самой ранней стадии проекта.
Источник №5: инвестфонды, специализирующиеся на высокорисковом стартовом капитале.
Источник №6: государство и местные органы власти. Как ни удивительно, помимо Бутырки и Матросской Тишины, в России существуют и другие формы участия государства в судьбах бизнеса – программы поддержки предпринимательства есть и в министерствах, и в муниципальных образованиях. Подозреваю, что сил и времени на получение денег из этих источников нужно потратить больше, чем на создание Яндекса и Фейсбука, вместе взятых, но факт остаётся фактом: существует немало интернет-проектов, получивших в той или иной форме государственное финансирование. Даже у Библиотеки Мошкова, смешно сказать, есть грант от Минсвязи. Но если б Мошков стал его дожидаться перед тем, как создать свою библиотеку, она вряд ли бы вообще возникла. Грант потому и дали, что на старте библиотека успешно без него обошлась.
Источник №7: гранты некоммерческих организаций. Та же Библиотека Мошкова первые живые деньги, вложенные в покупку собственного сервера, получила в 1999 году от программы “Электронное издательство” Института «Открытое общество» (так называется тот самый зловещий фонд Джорджа Сороса, которым наши бараны из Думы стращают избирателя).
Источник №8: поддержка широких народных масс, пресловутый crowdfunding. Среди российских примеров наиболее заметны мой Помоги.Орг (178 млн рублей) и РосПил Алексея Навального (7 млн рублей), но в ближайший год мы, вероятно, увидим на нашем рынке и платформы, аналогичные американскому Kickstarter, где на сегодняшний день больше миллиона жертвователей и больше 100 млн долларов привлечённых средств (без учёта денег, пожертвованных на не сросшиеся проекты). Принципиальное отличие Кикстартера состоит в том, что очень значительная часть денег, которые там собирают, достаётся совершенно коммерческим проектам, а не только социальным, культурным и общественным инициативам, как это было принято на рынке благотворительности до самого недавнего времени.