С развитием отечественного вендинг-рынка наметилась несколько парадоксальная тенденция. Производители и продавцы оборудования в стремлении популяризировать автоматическую торговлю создают красочные мифы о том, что вендинг – это такой бизнес, где доход образуется вообще без участия владельца. Дескать, поставил автомат, заплатил аренду 1 метра площади – и забыл до следующего месяца: ни тебе продавцов, ни обслуживающего персонала. Но поскольку множество жизненных примеров, мягко говоря, не подтверждают такую идеализированную картину, то формируется прямо противоположное мнение: что вендинг-бизнес выгоден только тем самым поставщикам автоматов, и ни о какой окупаемости торговых автоматов речи вообще не идет, и участь владельца вендинг-бизнеса – это постоянно вкладывать средства в приобретение наполнителя, ремонт оборудования, уплату налогов, аренду площади… Так что пришло время выслушать мнения пессимистов, систематизировать их и разобраться, в чем правы и в чем неправы те, кто видит в вендинге лишь недостатки.
1. «Все действительно хорошие места для установки автоматов уже заняты».
По различным оценкам, вендинг-рынок в столице России заполнен на 10-20%. На этом фоне, конечно, думать, что некуда поставить автомат, – неотъемлемое право каждого пессимиста. Но более реальным представляется все же, что при такой насыщенности рынка большинство мест с хорошей проходимостью все же остаются незадействованными. Не будем также забывать, что приведенные данные относятся к столичному региону, в провинции этот процент будет в разы ниже. При желании заработать появляются сотни возможностей, главное – правильно оценить, в каком месте тот или иной вид торговых автоматов будет пользоваться повышенным спросом. Даже если первоначально выбор сделан неверно, не так уж сложно сменить место дислокации вендинг-машины – к периодическим перемещениям автоматов нужно быть готовым, начиная бизнес.
2. «Доходность автомата – около 10 тыс. руб. в месяц, на эти деньги не проживешь».
В целом правильно. Бывает и 10 тысяч, бывает и меньше. Поэтому-то мы не устаем повторять, что вендинг – это как раз тот вид бизнеса, где одна торговая точка погоды не делает. Чтобы почувствовать серьезную отдачу, необходимо установить как минимум малую сеть торговых автоматов, 5-15 единиц. Если количество автоматов больше, то для их обслуживания (загрузки наполнителя, текущего ремонта, инкассации) уже потребуется привлекать наемных работников.
3. «Стартовые вложения в вендинг-бизнес слишком велики».
Любой вид экономической деятельности на своем начальном этапе требует инвестиций, и вендинг не может быть исключением. Например, та же сеть из 10 автоматов по продаже газированной воды обойдется в полтора миллиона рублей, и лишь небольшая часть граждан нашей страны способна достать такие деньги из кошелька и вложить их в бизнес. Для остальных граждан есть два пути: либо расстаться с мыслью основать собственное дело, либо обратиться в банк за кредитом и грамотно воспользоваться заемными средствами. Конечно, к процессу получения кредита нужно подойти максимально вдумчиво, чтобы четко представить себе ежемесячные расходы по его погашению и сопоставить их с собственными доходами. Расчет доходности тех или иных торговых автоматов мы регулярно публикуем на нашем сайте, есть такие данные и для автоматов с газировкой.
К вопросу о стартовых инвестициях можно добавить следующее. Выше приведена примерная сумма затрат на приобретение новых торговых автоматов, но сейчас в России уже начал формироваться вторичный рынок вендинг-машин, на котором можно приобрести партию аппаратов в отличном состоянии за ощутимо меньшие деньги.
4. «Потенциальные покупатели не привыкли к торговым автоматам, поэтому уровень продаж будет низким».
Интерес российского покупателя к автоматизированной торговле не столь низок, как принято думать. Людям интересно все новое и необычное, да и отечественные традиции вендинга на самом деле весьма богаты – еще в советские времена на этом рынке было немало «хитов». Поэтому проблема не в том, чтобы привлечь внимание покупателя, а в другом – чтобы интерес клиента не угас из-за некачественного сервиса. Уровень продаж бывает низким не из-за того, что люди не умеют пользоваться машиной. Продажи резко упадут, если автомат, например, хотя бы один раз будет замечен в продаже испорченных продуктов, или если у купюроприемника будут периодически возникать проблемы с выдачей сдачи. Кроме того, необходимо заботиться о том, чтобы внешность аппарата всегда была привлекательной – чистый торговый автомат приносит больше прибыли.
5. «Вендинг-бизнес часто терпит убытки от вандализма».
Это, к сожалению, правда. И не только от вандализма, но и от других видов преступности – воровства, мошенничества. Новостные ленты пестрят сообщениями о случаях вывоза платежных терминалов темными личностями в неизвестном направлении. Габариты торгового автомата вряд ли позволят обойтись с ним так же, но вот от порчи или похищения выручки не застрахован никто. Есть два способа борьбы с этим злом. Первый – это использование усиленного, антивандального варианта торгового автомата. Такой аппарат труднее взломать и ему не так легко нанести видимые повреждения. Второй способ – держать состояние своих вендинг-машин под контролем. С помощью GPRS-оборудования или просто путем договоренности с владельцем или персоналом помещения, где установлен автомат, но вам нужно быть в курсе всех событий, которые вокруг него происходят.
Вот, собственно, и весь перечень «непреодолимых» сложностей, с которыми, как утверждают противники вендинга, неизбежно должен столкнуться всякий, кто решит стартовать в бизнесе на торговых автоматах. Как видим, такой вид деятельности все же остается одним из самых перспективных для новых игроков, выходящих на рынок.