Генеральный директор компании exeStation Юлия Воликова уверена, что каждый бизнес должен быть уникальным. Читайте, как найти свою фишку.
В условиях настоящей конкуренции…
1. Если открыть любую базу данных и посмотреть, какое количество салонов красоты в одной только Москве, то невольно можно воскликнуть: «Неужели все они пользуются спросом?» А вторая мысль, которая приходит мне в голову как стратегическому маркетологу, такая: «Как они выживают в такой жесткой конкуренции?».
2. Чтобы мы с вами говорили на одном языке, скажу, что в одной только Москве, по данным портала 2GIS, почти 15 тысяч салонов красоты. Это бешеная конкуренция. И даже при таком положении вещей этот бизнес позволяет себе не думать над тем, в чем ключевое отличие каждого из этих салонов. И просто продолжает копировать успешные модели конкурентов. Многим кажется, что открыть салон красоты – это простое вложение средств и доходный бизнес. Однако это не так.
3. Часто владельцы просто меняют классический наем на самозанятость с доходом в лучшем случае 100 тысяч рублей в месяц. Иногда владелец может зарабатывать значительно ниже «звездного» стилиста. Чтобы повысить прибыльность, и сделать так, чтобы бизнес начал работать на вас, а не вы на бизнес, необходимо разработать внеконкурентную маркетинговую стратегию.
Для наглядности разберем один из моих любимых кейсов
1. Примерно 1,5 года назад я работала над проектом по поиску уникального торгового предложения для салона красоты в самом центре Москвы. Владелица салона – довольно известный в шоу-бизнесе стилист, которая открыла собственный бизнес в целях выхода из рамок найма и большого желания творить. Оказалось, что не все так просто. И на момент начала нашей работы ее совершенно не устаивал тот уровень прибыли, который приносил ей ее салон.
2. Два способа поиска уникального предложения. Классический способ: рыночная неудовлетворенность — ниша — трендовый продукт (тот продукт, который на текущий момент пользуется максимальной популярностью у целевой аудитории) равно маркетинговая стратегия. Это быстрый способ с минимальными затратами выйти на рынок. Какое-то время быть первым и за счет этого выделиться. А потом уступить позиции другому лидеру трендов.
3. Есть второй способ, который пока мало кто использует. Он принципиально позволяет вывести бизнес из зоны конкуренции. Он основан на личной уникальности собственника этого бизнеса. Схема выглядит так: личная компетенция собственника — рыночная неудовлетворенность — ниша, соответствующая компетенции — продукт, отражающий ценности собственника равно внеконкурентная маркетинговая стратегия. В этом подходе конкурентов нет. Так же как нет двух одинаковых песчинок на пляже, так и нет двух одинаковых людей на планете. А значит и двух одинаковых бизнесов. Потому что бизнес – это второе тело лидера.
3. Как разработать внеконкурентную стратегию?
1. Сначала мы определили ее ключевую уникальность, или, другими словами, компетенцию, в которой лично она как лидер этого бизнеса готова будет совершенствоваться бесконечно. Оказалось, что ее интересует создание стильного аутентичного образа для деловых женщин, а не просто стрижки и окрашивание.
2. После этого мы провели опрос среди ее целевой аудитории, выделили ключевое ядро и нашли несколько их неудовлетворенностей и желаний, которые хозяйка готова была решать. Деловые леди говорили о том, что их образ и стиль напрямую связаны с социальным статусом. И что они хотят комплексно в одном месте получить услугу по перевоплощению в «модную столичную штучку».
3. Чтобы удовлетворить этот запрос и как-то выделиться среди конкурентов, мы решили скрестить рынок салона красоты, магазина стильной одежды, индивидуальных услуг стилиста и коуча. И в итоге мы получили уникальное позиционирование и немного изменили даже модель бизнеса. Мы определили компанию как платформу IQ-стиля. IQ-стиль указывает на то, что одежда и подход к стилю для «умных» бизнесвумен в последних тенденциях европейской моды. Это самобытное место, где в одном месте можно получить весь комплекс услуг.
4. После того как ключевое отличие стало понятным, мы провели обучение персонала, изменили визуальное пространство студии, сайт, рекламные носители и начали по-новому представлять себя на телевидении и в других источниках СМИ.
После 6 месяцев активного продвижения и перестройки бизнеса под новую концепцию, а так же выступления владелицы в программе Юлии Высоцкой «До и после», в салоне нет свободных дней и пустых кресел.
4. Что еще необходимо сделать?
Создать отдельное направление – услуги по созданию делового фото- и видеопортфолио. Создать учебный центр подготовки стилистов и парикмахеров. Открыть большой шоу-рум с ассортиментом российских и иностранных дизайнеров. Вот шаблон маркетинговой стратегии. Можете работать с ним как самостоятельно, так и с привлечением команды.