Сервис быстрой продажи машин. История успеха
Владелец автомобиля, планирующий его продажу, обычно размещает частное объявление. При этом емкость вторичного рынка достаточно велика: только за первые шесть месяцев этого года здесь было продано примерно 2,89 миллиона автомобилей. С июля собственника машины и дилера связывает между собой сервис Carprice — уже сейчас в его системе свыше полусотни автодилеров, а месячный оборот компании превысил полтора миллиона долларов.
Начало
1. Для Эдуарда Гуриновича все началось год назад, когда он стал генеральным директором в новом проекте инвестора Оскара Хартмана. В Carprice было вложено два миллиона долларов. Российский сервис копирует аналогичные компании из-за рубежа — SellAnyCar из Дубаи и автомобильные аукционы Manheim.
2. До 2009 года российский владелец машины мог продать ее только частным путем. Затем поправки в налоговом законодательстве позволили дилерам менять старую машину на новую с дополнительной оплатой. На текущий момент вторичный автомобильный рынок выглядит так: 95% проходит через частные объявления, а 5% — это продажи через автосалон. Примерно через пять лет объем дилерских продаж увеличится до 20-25 процентов. Сервис Carprice стремится реализовать третий способ продажи: через интернет-аукционы.
Как работает сервис продажи машин
1. Владелец автомашины вводит на сайте основные параметры автомобиля, и калькулятор рассчитывает его первоначальную стоимость. Если цена клиенту нравится, он пригоняет машину в центр Carprice на бесплатную диагностику. В Москве сейчас открыто три таких центра, а в будущем году они появятся и в Санкт-Петербурге.
2. Результаты диагностики автоматически направляются подключенным к аукциону дилерам, которые тут же называют свои ставки. Выигрывает дилер с максимальной ценой. С момента приезда машины на осмотр и до окончания аукциона уходит примерно 36 минут. Если цена нравится собственнику автомобиля, то сделка заключается тут же — это занимает примерно 15 минут.
Проблемы
1. Одной из главных проблем для сервиса оказалось отсутствие в России доверия между продавцом и покупателем. Если в Германии продавец открыто говорит о проблемах машины, о ремонте и поломках, которые у нее случались, то в России ситуация противоположная: каждый подозревает друг друга в обмане. Сотрудникам Carprice приходится долго убеждать дилеров в том, что они не перекупщики, которые обманывают и пытаются нажиться, и что автомобиль действительно проверяется.
2. К сожалению, в России нет открытой базы данных, где можно отследить всю историю автомашины, узнать всех владельцев и аварии. Нет практики работы дистанционных аукционов, поэтому Carprice приходится работать в чистом поле.
Планы на будущее
1. Чтобы бизнес стал по-настоящему рентабельным, в месяц должны продаваться не сотни, а тысячи автомобилей, а в сети должно быть примерно столько же дилеров. Уже в декабре компания собирается увеличить оборот до двух с половиной миллионов долларов, а в 2015 году — выйти на ноль. К запуску также планируются дополнительные услуги.
2. В компании понимают: чтобы выйти на планируемый объем продаж, в сервис надо вложить миллионы денежных средств. Основные расходы — совершенствование предлагаемой услуги и сервиса. Помимо этого, требуются средства на развитие филиалов, выплату заработной платы сотрудникам, маркетинговые исследования. В наступающем году развитие сервиса будет поддержано дополнительными инвестициями.