Проверки малого бизнеса: что нужно знать предпринимателям
Проверки можно разделить условно плановые и внеплановые. По методу проведения выделяют документарную (когда запрашиваемые документы отправляют в проверяющий орган) и выездную.
Плановая проверка
Мероприятия, контролирующие деятельность малого бизнеса, проводятся на основании следующих документов.
1. Ежегодные планы проверок малого бизнеса, которые утверждаются инспектирующими органами заблаговременно до наступления нового календарного года.
2. Приказ руководителя инспекции по каждой конкретной проверке, который также может быть подписан заместителем руководителя.
В большинстве случаев предприятия малого бизнеса встречаются с проверяющими инспекторами один раз в три года. Но закон предусматривает ряд исключений. Пристальное внимание, в первую очередь, уделяется социальным сферам, таким как здравоохранение и образование, поэтому предприятия, работающие в данных областях, проверяются чаще: два раза в год и больше.
Внеплановая проверка
Внеплановая проверка малого бизнеса проводится через некоторое время после плановой либо по факту обращения в проверяющий орган.
Предметом внеплановой проверки (ВНП) малого бизнеса является, во-первых, соблюдение или несоблюдение выданных ранее предписаний, устранение выявленных нарушений. В задачу инспекторов входит отслеживание, насколько точно и своевременно выполняются все требования государственных и муниципальных контрольно-надзорных органов. Во-вторых, оценивается действенность и оперативность принятых мер по охране жизни и здоровья граждан, предупреждению техногенных катастроф, обеспечению экологической и государственной безопасности.
ВНП проводится незапланированно при обнаружении неких фактов, требующих контроля со стороны государственных или муниципальных органов. Внеплановые проверки на территории предприятия могут проводиться только в двух случаях:
1. По факту совершенного грубого нарушения законодательства.
2. В случае угрозы совершения грубого нарушения.
Что подразумевается под фразой «грубое нарушение»?
Проверяющие органы понимают под этим:
действия, способные нанести ущерб окружающей среде, вызвать экологическую либо техногенную катастрофу;
нанесение вреда жизни и здоровью работников предприятия, а также местным жителям;
причинение вреда животным и растениям;
нарушения прав потребителей;
деятельность, угрожающая национальной и экономической безопасности государства.
Основанием для назначения проверки малого бизнеса является письменное заявление граждан или юридических лиц. А также сведения, поступившие из открытых источников либо от органов государственной власти.
Перед началом проверки инспектирующий орган обязан согласовать свои действия с органами прокуратуры и издать Приказ о назначении проверки.
Документарная проверка
Документарная проверка проводится в самой инспекции, без выезда на территорию предпринимателя.
Предметом документарной проверки являются, как понятно из названия, документы и сведения, в них содержащиеся. Что конкретно интересует представителей государственной власти? В первую очередь следующие документы:
определяющие организационно-правовую форму юридического лица, его права и обязанности;
документы, обязательные к ведению на предприятии в соответствии с законодательными актами.
В зависимости от вида проверки это могут быть кадровые документы, лицензии, сертификаты на продукцию, приказ об установлении противопожарного режима и другие. Каждый проверяющий орган имеет свой список.
Если речь идет о налоговой проверке малого бизнеса, то ее задачей будет являться выявление нарушений в расчетах налогов и сборах, в сроках их уплаты.
Не забудьте составить опись документов при их отправке проверяющему инспектору. Это позволит избежать многих неприятных ситуаций, связанных с их потерей.
Часть документов, которые рассматриваются в процессе документарной проверки, уже имеется в архиве контрольно-надзорного органа. Их инспектор изучает в первую очередь. Сюда относят:
Уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности – список указан в Федеральном законе от 26.12.2008 №294-ФЗ и в Приложении №1 к Постановлению Правительства от 16.07.2009 №584.
Решения по предыдущим проверкам.
Материалы по рассмотренным делам об административных правонарушениях, если таковые имелись.
Другие материалы, имеющие отношение к контрольно-надзорным мероприятиям в отношении проверяемой организации или ИП.
Стоит отметить, что инспектор не имеет права запрашивать у проверяемой организации сведения и документы, которые он может получить от иного контрольно-надзорного органа.
Запрос на дополнительные документы у субъекта проверки должен быть обоснован и сделан только в двух случаях:
если имеются сомнения относительно достоверности документов и сведений, которые в них содержатся;
предоставленная информация является недостаточной и неполной для вынесения решения по проверке.
Выездная проверка
Предмет выездной проверки малого бизнеса – сведения, содержащиеся в документах проверяемой организации;
соответствие указанной информации в документах фактическому положению дел на предприятии;
условия труда работников; состояние оборудования, техники, транспорта; качество производимой продукции и т.п.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по адресу фактического нахождения юридического лица. Выездная проверка проводится в случае, если:
1. Сведения, содержащиеся в документах, присланных для документарной проверки малого бизнеса, не дают полной информации проверяющему инспектору либо, по его мнению, не вызывают доверия.
2. Документарная проверка не позволяет оценить в достаточной мере исполнение проверяемой организацией обязательных требований, установленных законодательством РФ или правовыми актами государственных (муниципальных) органов контроля.