Когда дело доходит до привлечения стороннего капитала в стартап, предприниматели обычно из кожи вон лезут, чтобы угодить инвесторам. Однако, несмотря на все усилия, люди не спешат вкладывать деньги в чужое бизнес-предприятие, хотя оно и кажется со стороны достаточно привлекательным с точки зрения инвестиций. Более того, очень часто предприниматели получают отказ, причем без объяснений причин. Мы сегодня поговорим о том, на что обращают внимание потенциальные инвесторы, когда раздумывают над принятием решения выделить средства для чужого бизнеса.
1. Динамические рыночные возможности
Насколько велика та ниша, которую планирует занять ваша компания? Насколько обширен адресуемый рынок? Вы должны быть готовы к тому, что состояние рынка определяется не только на данный момент, но в его перспективе.
Если ваш бизнес не отличается большой оригинальностью и вы планируете занять рынок с уже существующими бизнес-решениями, будьте готовы к тому, чтобы убедительно объяснить инвесторам, чем ваш бизнес принципиально отличается от конкурентов.
Если полем будущей деятельности станет новый развивающийся рынок, то акцент должен быть сделан на том, как быстро и до каких объемов он сможет вырасти, и как вы планируете расти вместе с рынком. Инвесторы понимают, что растущие приливы поднимают стоящие на отмели лодки, и предпочитают вкладывать небольшие средства на начальном этапе, чтобы в будущем получить приличные дивиденды.
2. Исполнительные способности команды
Потенциальный инвестор будет изучать так же возможности вашей команды, чтобы понять, способна ли она своевременно и в полном объеме удовлетворять все запросы рынка. В каких областях члены вашей команды являются экспертами? Смогут ли их компетенции сделать ваш бизнес авторитетным игроком рынка? Есть ли у команды дополнительные навыки, как она связана с продажами и маркетингом, разработкой продукции и внедрением инноваций? Является ли команда сплоченной и может ли действовать как единый организм на благо общего дела?
Мы перечислили некоторые из позиций, на которые будут обращать внимание потенциальные инвесторы при анализе способностей вашей команды. Сыграйте на опережение и подумайте, какие качества вашего коллектива наиболее выигрышны и презентуйте их как можно ярче.
3. Коммерческая поддержка
Прекрасный способ продемонстрировать сниженные риски от инвестирования — предпринять определенные шаги по началу бизнеса еще до этапа привлечения денежных средств. Демонстрация взаимодействия рынка с вашим продуктом и установка обратной связи выделит вас среди тех, кто просит денег на бизнес, существующий только в теории. Первые шаги вашего бизнеса демонстрируют не только его жизнеспособность и перспективы, но и показывают вашу целеустремленность, желание работать, инициативность и предприимчивость. Что тоже поспособствует положительному решению со стороны инвесторов выделить средства на ваш стартап.
4. Актуальность инвестиций
Не стоит недооценивать желание инвесторов контролировать процесс ведения бизнеса. Человек, вкладывающий деньги в ваше предприятие, вполне возможно захочет плотно участвовать в процессе управления компанией, давать советы и даже «подгонять» бизнес под себя и под требования рынка. С одной стороны это нормальная ситуация, с другой — в погоне за денежными влияниями вы рискуете потерять контроль или завести бизнес не в ту сторону, в которую вам хотелось бы развиваться. Выход — не хвататься за первого же инвестора, согласившегося выдать вам определённую сумму, быть готовым корректировать свои планы и желания в соответствии с советами и стратегиями, предложенными вкладчиком, но при этом соблюдать разумный баланс и не терять контроля над бизнесом. Как только инвестор увидит, что делом заправляет грамотный человек, не отмахивающийся от его опыта, знаний и чутья, он будет больше вам доверять и с большей охотой расстанется с деньгами.
5. Х-фактор
Кроме рациональных факторов, влияющих на то, выдадут ли вам денег под стартап, есть несколько непредсказуемых аргументов, которые могут воздействовать на решение инвестора. Что это будет: одинаковые взгляды на какой-то жизненный момент, схожие жизненные истории, один и тот же университет или какой-то пример из портфолио, — предугадать невозможно. Нам лишь остается посоветовать вам держать себя как можно более естественно, не стесняться говорить, подготовить подробную информацию о себе и внимательно следить за собеседником в ходе разговора. Последний пункт поможет заметить едва уловимые признаки интереса к той или иной части вашей презентации, которые нужно увидеть, расшифровать, понять и развить, чтобы в конечном итоге составить о себе благоприятное впечатление и заполучить желаемые деньги.