Банк бизнес идей
 
Как успеть всё и не превратиться в машину

Как успеть всё и не превратиться в машину

Как успеть всё и не превратиться в машину

/история о тайм-менеджменте/

1. Лет 7–8 тому назад один знакомый начал осваивать различные методики из серии «Как успевать всё» и «Как сделать свою жизнь счастливее». Поначалу я относился к его увлечению довольно скептически, но потом стал замечать результат, например у него появилось время для наших встреч (раньше мы общались в основном по телефону и на бегу).
Но самое главное — он стал заметно веселее и позитивнее. «А я чем хуже?» — подумал я и решил попробовать тоже. Но что-то не заладилось. Никак не мог себя заставить, всё время «соскакивал», а потом понял, что на самом деле не понимаю, зачем я вообще это делаю. На тот момент у меня не было сильной мотивации, поэтому я не нашёл аргументов довести начатое до конца.

2. Спустя годы, когда лавина невыполненных задач накрыла меня с головой, я освоил массу полезных методик и практик буквально за несколько месяцев. То есть не только прочитал всё, что написано в книгах, и посетил доступные мастер-классы, но начал реально использовать всё прочитанное и услышанное в своей жизни. Если нет мотивации, освоить тайм-менеджмент, как и любую методику саморазвития, сложно, долго и очень муторно, нужно ломать себя и прилагать массу усилий, чтобы начать «жить по правилам». Легко и результативно получается тогда, когда ты до этого действительно дозрел. Это как с курением: если оно не доставляет тебе проблем и ты только думаешь о том, что надо бы начать заботиться о здоровье, ничего не получится. А вот если реально надо — бросишь в оду секунду. Главное, чтобы не поздно было.

3. Я достаточно быстро разобрался с GTD, Agile Result, тайм-драйвом и другими «классиками жанра», но вопрос «Зачем я это делаю?» всё-таки продолжал меня тревожить, хотя и в другом контексте. Да, ты можешь повысить свой КПД, отвечать не на 20, а на 30 писем в день, вечером успевать поужинать с женой, послушать музыку и почитать книгу. Но наступит ли при этом долгожданное чувство удовлетворённости? Чем больше ты успеваешь, тем больше новых задач возникает, а ты всё лучше и лучше с ними справляешься и постепенно превращаешься в эффективную машину по их решению. Такой сюжет совершенно не вдохновлял, с этим надо было что-то делать.

4. Я пришёл к выводу, что все правила и методики вовсе не для того, чтобы всё успевать. Главный их результат не в том, как быстро и какой объём задач ты решаешь, а в том, каким образом решение этих задач приближает тебя к достижению тех или иных целей и как от этого меняется качество жизни! Как только я заставил себя любую задачу соотносить со своими целями, оказалось, что множество задач решать вообще не нужно! Или решать, но не самому, а делегировать. Если родственники просят помочь перевезти им мебель на дачу, я найму специального человека, который это сделает, и потрачу освободившееся время на подготовку презентации, пробежку или же поход с этими родственниками в театр. Потому что и то и другое соотносится с моими жизненными целями, а перевозка мебели — нет. А пока грузчики перевозят мебель на дачу, я потрачу свободное время на решение более важных задач. И самое главное — все счастливы, и я, и родственники.

5. Многие убеждены, что тайм-менеджмент превращает человека в робота и делает жизнь скучной и лишённой сюрпризов. Я тоже этого боялся. Ну как можно исключить спонтанность из жизни? Можно, например, запланировать на завтра поход в кино, ровно на 20.00, и, что бы ни случилось, головная боль, пожар или землетрясение, стиснув зубы, обязательно пойти — потому что запланировано! А потом с облегчением поставить галочку — выполнил! Вот только к тайм-менеджменту и планированию это не имеет ни малейшего отношения. Современные методики управления временем очень гибкие, они вовсе не рассчитаны на то, чтобы загнать своего адепта в рамки строгого расписания и железной дисциплины. У них совсем другое предназначение: помочь развить правильный навык и предоставить удобный инструмент для его использования.

6. У меня, например, есть папка Next, в которую я складываю все возникающие на моём горизонте задачи без жёсткой привязки ко времени. Вытащить из этой папки и начать решать я могу любую задачу — в зависимости от настроения, времени суток, актуальности, запаса времени и тому подобного. И никогда не знаешь, какая из них будет следующей.

7. Инструментов для планирования очень много — и для ноутбуков, и для смартфонов. Многие думают, что вся фишка именно в них, достаточно найти и скачать хорошее приложение, а дальше всё пойдёт само собой. Это иллюзия, я сам через это прошёл в своё время, долго искал «правильный» task-менеджер, пробовал то один, то другой. Но ничего не получилось, потому что не было привычки им пользоваться. Суть не в какой-то суперудобной программе, а в том, чтобы приучить себя следовать определённым правилам, например фиксировать все возникающие в течение дня задачи, мысли, идеи, складывать их в некий общий «ящик», а затем разбирать его один или два раза в день. Для «складирования» можно использовать Excel, можно Evernote или простой блокнот — принципиальной разницы нет!

8. Фиксировать свои мысли, идеи и задачи нужно обязательно. Во-первых, потому, что это элементарно помогает разгрузить мозг от запоминания того, что нужно сделать, и освободить его «мощности» для чего-то более продуктивного. А во-вторых, потому, что есть такая вещь, как материализация мыслей. Всё, что перемещено из головы на бумагу, приобретает дополнительный стимул к исполнению и достижению. Планирование не убивает спонтанность, не ограничивает жизнь заданной целью. Оно помогает выстроить ориентиры, которые любое твоё движение делают осмысленным и помогают в конце концов найти то, что по-настоящему важно и ценно.

9. Я для себя свои цели определил, но совершенно не исключено, что со временем они будут меняться! Вот, например, работать по 18 часов в сутки без выходных — хорошо или плохо? Может, лучше задауншифтить и уехать в Таиланд на полгода? Ответ может быть любым — всё зависит от той цели, которая есть сегодня. Если завтра я пойму, что моя главная цель — достичь нирваны, я перестану работать, писать статьи, изучать тайм-менеджмент и уеду в Индию. Но не исключено, что потом вернусь и пойдут учиться на пилота.

Оцените пост