1. Сегодня мне хотелось бы поговорить об одном из самых полезных навыков хорошего бизнес-лидера — способности выходить из привычного контекста.
Часто нет возможности остановиться и посмотреть на свой бизнес с иного ракурса — ракурса человека, который ничего не смыслит в рынке FMCG или не разбирается в тонкостях работы салонов красоты. Человека, способного незамыленным глазом распознать явные противоречия внутри бизнес-структуры. Человека, чей основной интерес лежит в области ясного и простого устройства системы.
2. Конечно, нельзя быть профессионалом во всем и для всех. Но для того чтобы определить свою ключевую компетенцию, нужно выйти из контекста. Нужно на какое-то количество времени стать одновременно тем самым менеджером и конструктором, чтобы иметь возможность рассмотреть свое устройство и понять свое предназначение.
3. Несколько месяцев назад я познакомилась с удивительным человеком, профессионалом с большой буквы, который на протяжении уже нескольких лет развивает собственный бизнес-проект. При встрече я заметила у него такую же проблему. Он производит абсолютно уникальный и неповторимый продукт, но четко сформулировать и описать его предназначение не может. Для того чтобы продать собственную услугу, он вынужден тратить 1,5 часа моего и своего времени, объясняя мне — что, почему и как.
4. И таких предпринимателей — миллионы.
Все потому, что многим из нас сложно посмотреть на свою работу со стороны и понять, в чем же они №1. Поэтому бизнес развивается не так динамично, как нам того хотелось бы. Сотрудники приходят не те. Клиенты никак не могут понять нашей исключительности.
5. Поэтому мне хочется поделиться с вами простым алгоритмом.
Как взглянуть на себя со стороны и определить свою ключевую компетенцию:
Освободите в расписании 3-4 часа для того, чтобы взглянуть на себя со стороны. Лучше вообще 2-3 дня.
Вспомните 3-5 ситуаций с клиентами, в которых вы были максимально результативны и эффективны — самые запоминающиеся сделки, самые невероятные решения. Возьмите лист бумаги и опишите их. Просто зафиксируйте в мельчайших подробностях. Проживите эти события снова. Представьте себя там. Чем больше мелких деталей вам удастся вспомнить, тем качественнее будет результат в итоге.
Опишите типажи своих клиентов, учитывая их возможный психотип, возраст, социальное положение, занятость, ценности, хобби. Перед вами должен появиться конкретный человек, который живет, смеется, грустит и работает, а не сухая выжимка статистических данных.
Зафиксируйте себе те качества продуктов, которые вас цепляют. Опишите их. Попробуйте честно ответить на вопрос, что именно вас в них цепляет и почему именно они. Какую задачу, важную для вашего клиента и вас, они решает. Какими функциональными и психологическими характеристиками, необходимыми и достаточными для удовлетворения ключевого запроса вашего клиента он обладает.
А теперь взгляните на себя со стороны именно в этих ситуациях. И ответьте на вопрос, в чем ваша ключевая специализация. Что вы всегда делали, делаете и будете делать, даже если вам перестанут платить деньги. На чем базируется ваш успех в профессиональной деятельности. Возможно, вы лучше других создаете новые дизайнерские продукты. Либо вы способны видеть узкие места системы и подбирать нужных людей очень быстро и точно. Ваша задача — определить вашу ключевую функциональную специализацию. Самому это сделать непросто. Но при достаточной самодисциплине — это решаемая задача высокой сложности.
Как только все ответы будут получены, попытайтесь сформулировать ясную и лаконичную фразу, характеризующую вашу ключевую специализацию. Для простоты работы приведу шаблон фразы: «Дать… (портрет ключевого клиента/профиль продукта) для того, чтобы они решили… (запрос ваших клиентов)… посредством оказания услуги (или выполнения работ)… (функциональная специализация)».
И пусть выход из контекста станет для вас привычным инструментом для уточнения и усиления вектора вашего движения.