Банк бизнес идей
 
Как научиться выступать публично

Как научиться выступать публично

Как научиться выступать публично

Как научиться выступать публично
Для людей, занятых в сфере бизнеса, умение выступать публично относится к одному из основных навыков. Это утверждение на первый взгляд кажется простым и всем известным. Наверняка, читающий эту заметку человек скажет: «Подумаешь, открыл Америку!». А я бы и не стал заниматься «открытием известной всем Америки», если бы не побывал на двух круглых столах в рамках промышленной выставки. После посещения круглых столов появилось желание поделиться с коллегами своими мыслями на близкую мне тему. Что же произошло в ходе данных событий? Можно сказать, что ничего экстраординарного не произошло. Одни люди из бизнеса пришли выступить, а другие пришли их послушать. В результате доклады состоялись, некоторые слушатели добросовестно отсидели положенное время и спокойно ушли. Доклады были разными по содержанию, часть докладов содержала полезную информацию, другая не очень. Но, все доклады помимо одного были неудачны с точки зрения умения донести свои мысли до аудитории, скучны и непрофессионально прочитаны по форме (еще раз обращаю внимание на то, что содержательно большинство докладов были на хорошем профессиональном уровне).

О каких же недостатках в выступлениях идет речь? Кратко перечислю основные проблемы докладчиков:

1. визуально невыразительные презентации в формате Power Point или вовсе отсутствие презентаций;
некоторые файлы, которые хотели показать докладчики (например, видео) не открылись (заранее их не проверили);
докладчики говорили тихими и невыразительными голосами, никто из них не поинтересовался слышно ли их выступление аудитории;
докладчики не обращались непосредственно к аудитории, не была учтена специфика людей, присутствовавших в зале, они будто говорили с некими абстрактными сущностями;
докладчики не использовали ярких примеров, метафор, цитат;
докладчики не использовали визуальные эффекты;
докладчики не формулировали цели и задачи своего выступления, складывалось впечатление, что выступление не имеет цели.

2. Список можно было бы продолжить, но читатель уже понял, что же примерно происходило в зале, где многим слушателям уже хотелось вздремнуть, а часть людей постепенно покидала зал. Анализ происшедшего приводит к мысли, что либо докладчики не знали о важности умения выступать публично, либо что-то знали, но посчитали, что не их это дело – напрягаться и ярко выступать. Есть и еще одна версия. Они элементарно не учились публичным выступлениям, не знают, каким образом нужно выступать.

3. Насколько типична описанная выше проблема? Опыт постоянного общения с людьми разного возраста, образования, социального положения убедил меня в том, что в отечественной деловой культуре вопросу умения выступать уделяется небольшое внимание. Считается, что такой навык нужен в первую очередь преподавателям, бизнес-тренерам, но не людям, работающим в бизнесе. Между тем в западной бизнес-культуре умение выступать традиционно относится к важнейшей компетенции профессионала, а в бизнес-школах курсы по риторике, умению делать презентации занимают ведущие позиции. Там считают, что менеджер, который не умеет ярко и убедительно донести свои мысли до целевой аудитории, не может считаться успешным.

4. Имеем ли мы некую специфику, которая бы делала эту компетенцию не столь важной в наших условиях? Существует мнение, что такая специфика есть, что наша культура предполагает некий особый тип коммуникаций, построенный не на внешней форме (форме в которой проходит выступление), а на содержательной части. Получается, что если человек говорит умные и полезные слова, то не столь важно насколько успешно он может донести их до слушателей, интересно ли им. Важно содержание как таковое, остальное вторично. Однако, практика показывает ошибочность такого мнения.

5. Слушателей в разных странах мира привлекают яркие, интересные, оригинальные выступления, когда хочется слушать докладчика, когда его мысли надолго остаются в памяти. Мы вовсе не исключение, что доказать довольно легко. Например, на сегодняшний момент наибольший рейтинг в России имеют бизнес-тренеры, которые специализируются на обучении эффективным выступлениям и/ или сами являются успешными ораторами. У некоторых из них содержание выступлений существенно не отличается от коллег, но зато форма выглядит великолепно и поэтому они стали обошли коллег и стали лидерами.

6. В чем состоит польза успешного выступления? В первую очередь нужно говорить о том, что:
слушатели хорошо усваивают и запоминают информацию;
хороший оратор убеждает слушателей в своих мыслях;
хороший оратор повышает имидж своей компании;
хороший оратор вызывает доверие, возникает желание коммуницировать с ним;
слушатели рекомендуют хорошего оратора другим людям.

7. Таким образом, очевидны прямые выгоды от успешных выступлений, вполне ощутимая прагматика риторического умения. Что же нужно для того, чтобы научиться выступать? В первую очередь необходимо осознание необходимости учиться. Пример докладчиков, с которого я начал публикацию, показывает, что они пока не осознали такую необходимость. А, пока человек не считает, что ему непременно нужно овладеть каким-то навыком, результата он не получит. Значит, нужна рефлексия, реальная оценка своих навыков выступлений, достоинств и недостатков. Если анализ показывает слабые навыки в этой сфере, то пора браться за дело и менять положение дел. Что же конкретно предпринимать?

Есть три основных варианта решения:

1. Обучение. Существует целый ряд краткосрочных курсов, где специалисты научат искусству выступать. Без сомнения большинство из курсов поможет повысить свой уровень, особенно если он невысок. Такие курсы работают как в режиме off-line, так и on-line (в том числе в виде вебинаров). Можно также приобрести видео или аудио курсы.

2. Самоподготовка. Некоторым людям больше подходит режим самоподготовки. Начать лучше с изучения успешных примеров, для этого сейчас много видео. Также полезно посещать конференции, презентации, круглые столы, где есть возможность изучения чужого опыта. Стоит купить хорошую литературу по данному вопросу. Затем начинается этап самостоятельного тренинга, произнесения речей без слушателей. Выступления фиксируются на видео или аудио, далее проводится анализ, вносятся коррективы. Всегда есть хороший вариант объединиться с коллегой, товарищем и заниматься вместе, что будет более продуктивно.

3. Индивидуальные занятия с тренером. Безусловно, самый эффективный вариант, но он не всем подходит из-за более высокой цены. Но, если впереди важное выступление, рекомендую взять хотя-бы два-три урока, что уже принесет результат. Профи быстро исправит основные ошибки, поставит правильные основы (если случай не является совсем уж запущенным).

4. Конечно, самое главное – практика. Чтобы научиться выступать, нужно постоянно шлифовать свои навыки в ходе различных выступлений, именно практика позволяет двигаться вперед. При этом нужно помнить о рефлексии, получении обратной связи от слушателей. Наверное, всем известны негативные примеры, когда человек любит выступать, старается найти для этого малейшую возможность, но имеет множество ошибок в ходе выступлений, производит на слушателей не самое лучшее впечатление. Сам он продолжает считать свои выступления блестящими.

5. Без сомнения, особо важны навыки выступлений для руководителей, топ-менеджеров, PR-специалистов, маркетологов. Ведь они олицетворяют компанию, являются ее главными спикерами. Практика показывает, что как раз руководители в слабой степени заинтересованы в развитии умения выступать публично, считают, что они и так все знают и умеют. Остается надеяться на изменение ситуации, приход в бизнес нового поколения менеджеров, понимающих значение публичных выступлений.

Оцените пост