Банк бизнес идей
 
История успеха. Совладелица сети кафе Friends Forever Co Нина Гудкова

История успеха. Совладелица сети кафе Friends Forever Co Нина Гудкова

История успеха. Совладелица сети кафе Friends Forever Co Нина Гудкова

Как заработать на любви к сладкому

1. Совладелица сети кафе Friends Forever Co Нина Гудкова – крайне принципиальная особа. На вопрос посетителя: «А что, у вас эклеров нет?» – она удивленно поднимает брови: «Волконский» и «Кофе Хаус» – за углом. Я эклеров делать не буду».
Гудкова действительно готовит сама, проводя дни за кухонной стойкой. Особенность ее десертов — оригинальные рецепты, большие порции и огромное количество свежих ягод, которые существенно удорожают стоимость блюда (средняя цена — 450 рублей). За высокие цены кафе много ругают на форумах, но в самих заведениях — аншлаг, а в одном из них даже ввели ограничение времени нахождения за столиками. При этом в заведениях не курят (даже в пабе), не продают крепкий алкоголь (все кафе позиционируются как семейные), запрещают играть в настольные игры («вы же сюда есть пришли») и не предоставляют скидок. «Посетителей можно воспитать и приучить», — говорит, пожимая плечами, 30-летняя Нина.

2. Гудковой всегда хотелось открыть собственное кафе, хотя стать поваром и уж тем более кондитером в ее планы не входило. Окончив Московскую академию туризма по специальности «менеджер ресторанного бизнеса», она отправилась набираться опыта в столичные рестораны: работала менеджером, бухгалтером, товароведом — чтобы всему научиться.
Ее друг Павел Костеренко, экономист по образованию, в 2005 году открыл небольшую компанию «Арт кофе», занимавшуюся поставками кофе и чая для столичных кафе. Через три года Гудкова и Костеренко, которым было 25 и 27 лет соответственно, решили, что накопленного опыта достаточно для самостоятельного бизнеса. «Страха не было, — уверяет Гудкова, — даже если бы мы провалились, нам же не по 50 лет, мы делаем то, что хотим».

3. В 2008 году друзья открыли кафе американской кухни Friends Forever на Петровке, вложив накопленные деньги и заняв у родителей. Это стоило им 7 млн рублей (из них 3 млн ушли на аренду помещения площадью 65 кв.м). Договор об аренде был подписан за две недели до того, как цены на недвижимость рухнули, а начало 2009 года запомнилось молодым рестораторам тем, что публика стала экономить на посещении кафе. Первое открытие было самым сложным и дорогим. «Большинство контрагентов плевать хотели на таких деток, как мы, — вспоминает Нина. — Сейчас мы за те же деньги открываем заведения на площади 200 кв. м».

4. Гудкова с Костеренко даже пошли на хитрость: позиционировали себя как менеджеров заведения — бренд-шеф и бренд-менеджер, уверяя контрагентов, что владельцы — некие американцы. Так было спокойнее и им, и их родителям. Нина действительно стала лицом кафе: к ней приходили постоянные клиенты и просили: «Ниночка, я худею, приготовь бульон без картофеля» или «Нина, я беременна, можно мне десерт без малины?»

5. Так, «на пирожках», за полгода был отбит бюджет на запуск первого заведения. В следующие два года Павел и Нина открыли еще два Friends Forever — за счет оборотных средств от первого. Но родители Нины, помогшие с первоначальным капиталом, продолжали скептически относиться к их занятию, говоря, что Нина «ставит сковородки, выучившись на экономиста». Успокоились только после того, как бабушка, попробовав десерты, вынесла резюме, что внучкой наконец-то можно гордиться.

6. В 2010 году Костеренко с Гудковой решили искать новые формы: был открыт пивной Favorite Pub. «Это был очень интересный эксперимент, потому что там кардинально другая кухня, отличающаяся от десертов в Friends Forever», — говорит Костеренко и шутит, что целевую аудиторию из одного кафе в другое было не так-то просто переманить: «Мы говорили мужикам в кафе: идите в паб, пиво пейте».

7. Следующий новый проект — «американская лаборатория десертов» I Love Cake — дань любви Гудковой к десертам. Она придумывает их невероятное количество. Это та категория блюд, которая никак не привязана к меню, «потому что не могу же я его отпечатывать каждый день», говорит Костеренко. Бизнес рос, но рестораторы по-прежнему предпочитали рассчитывать только на собственные силы и многое делали своими руками. Для любимых десертов Нина придумала стеклянную витрину высотой до потолка, которую сделали самостоятельно из стекла с рефрижератором. «Но рефрижератор через неделю уже не работал, мне пришлось его менять, иначе у Нины все десерты таяли. Я поменял — и все окна запотели», — вспоминает Павел. «Но мы учимся, и это главное», — добавляет Нина.

8. Сейчас у Костеренко и Гудковой уже семь заведений: кроме лаборатории десертов I Love Cake, пивного Favorite Pub и двух Friends Forever есть еще кафе американской кухни Conversation, завтраки весь день в Breakfast Cafe, а также поставщик кофе и чая для ресторанов Brickstone Trade, служба доставки пиццы Friendly pizza и небольшая пивоварня Brickstone beer, варящая лагер Fuel по лицензии.

9. Их совокупный оборот Forbes оценивает в сумму свыше 300 млн рублей в год. Разработчик брендов и директор консалтингового агентства «Архидея» Самвел Аветисян оценил бизнес Костеренко и Гудковой в $30–32 млн. «Но это не для продажи!» — хором восклицают рестораторы. Просто их бизнес выходит за пределы России: возможностью приобретения франшизы заинтересовалась компания из Дубая.

Оцените пост