Банк бизнес идей
 
История успеха. Нейтан Блечарзик

История успеха. Нейтан Блечарзик

История успеха Airbnb: как заработать миллиарды долларов на сдаче жилья через интернет?

Четыре года для создания глобального бизнеса – срок небольшой, именно поэтому Airbnb считается удачным стартапом и примером того, как из голой идеи можно вырастить глобальный бизнес.
Airbnb (от AirBed & Breakfast) – онлайн-сообщество и одноименная компания, которая предоставляет возможность путешественникам рассмотреть предложения от хозяев жилья в любой точке земного шара и арендовать его. Зарабатывает Airbnb на том, что в процессе бронирования выступает в качестве посредника, комиссия которого составляет от 6 до 12%. Компания предоставляет свои услуги путешественникам с 2008 года.
В 2011-м количество бронирований на сайте компании достигало 2 млн., уже зимой 2012-го это число достигло 5 млн., а пять месяцев спустя Airbnb зафиксировала 10 млн. бронирований, тем самым закрепив свой статус мирового лидера на данном рынке. За четыре года потенциальная стоимость компании выросла до $1 млрд., а количество предлагаемых вариантов размещения комнат, квартир, домов, вилл, замков, частных островов, яхт и хижин перевалило за 150 тыс.

Надувной матрас и завтрак.

Нейтан Блечарзик, технический директор и соучредитель Airbnb, начал работать в 12 лет. Он занимался программированием, чтобы иметь возможность оплачивать обучение в колледже. Потом он окончил Гарвардский университет, работал в Microsoft, OPNET Technologies, был главным разработчиком в Batiq.
В Сан-Франциско Нейтан познакомился с Брайаном Чески и Джо Геббия. Какое-то время молодые люди вместе снимали квартиру. Джо и Брайан были дизайнерами. Как-то в Сан-Франциско проходила международная дизайн-конференция, гостиницы в городе были переполнены, и у ребят возникла идея с выгодой использовать свободное пространство в своей квартире. В пустующую комнату они положили два надувных матраса и повесили объявление в блогах: «Мы решили предложить нашим постояльцам минимум удобств: только матрас и завтрак. Отсюда название: «надувной матрас и завтрак». Не было никакого бизнес-плана, просто идея заработать. В те выходные у нас побывали трое: 35-летняя женщина из Бостона, парень из Индии и 45-летний отец пятерых детей. В итоге мы заработали $1тыс.», – рассказывает Нейтан.

Осознав, что их идея перспективная и может приносить доход, молодые предприниматели основали компанию. За несколько недель был создан простейший сайт, основной задачей которого было предлагать жилье на время проведения разных мероприятий.
Но первая попытка оказалась неудачной – когда в феврале 2008 года в Техасе проходила масштабная конференция, собравшая более тысячи человек, на сайте разместили предложения всего несколько людей, готовых сдавать свое жилье.
Анализ причины неудачи привел к выводу, что не стоит фокусироваться только на мероприятиях. Кроме того, нужно было поработать над созданием уникального торгового предложения, которое на этом рынке являлось гарантией того, что арендатор получит жилье, а арендодатель – деньги. Для этого необходимо было подключить сервис к онлайн-платежам таким образом, чтобы клиент мог внести предоплату и был бы уверен, что жилье ему гарантировано. Оплата за услугу составила 6% от платежа.

После модернизации сайта практически сразу появилась возможность проверить его жизнеспособность – в августе 2008 года Барак Обама был выдвинут на пост президента. В Денвере, где предполагалось проводить номинацию, было всего 18 тыс. гостиничных номеров, при этом наплыв людей ожидался до 80 тыс. В преддверии номинации на сайте было предложено около 8 тыс. вариантов проживания, но как только мероприятие закончилось – ресурс снова умер. Тут впору было отчаяться и забросить это дело. Отсутствие инвестиций и тенденций к улучшению наталкивали на мысль о бесполезности проекта.
«Мы переживали сильнейший стресс, – рассказывает Нейтан, – необходимо было придумать что-то необычное. В названии компании есть слово «завтрак», поэтому мы решили делать сухие завтраки и «привязать» их к президентским выборам – главной теме той осени». Разработали дизайн, сочинили песню, разослали пробные коробки журналистам. В прессе написали о новом продукте – и за три дня сухие завтраки разошлись, заработок бизнесменов составил $30 тыс. Именно эта идея сыграла впоследствии решающую роль в судьбе Airbnb.
Но все-таки успех проекта именно аренды (а не завтраков) не давал ребятам покоя, и стартаперы решили поискать счастья в известном «инкубаторе» Пола Грэма Y Combinator.

Завтраки дают надежду стартапу.

Технически Y Combinator является отправной точкой для стартапов. Дважды в год компания под покровительством своего основателя Пола Грэма проводит трехмесячный тренинг. Каждая команда, принимающая в нем участие, получает финансирование – $11 тыс. на группу, а также $3 тыс. на каждого члена команды. В обмен на это Y Combinator имеет небольшую долю в стартапе обычно 6 или 7%.
Таким образом, участники программы получают доступ в мир интернет-предпринимательства. В течение 13 недель они встречаются с некоторыми самыми влиятельными инвесторами и инноваторами индустрии, получая задания, советы и рекомендации. По окончании этого срока стартаперы делают презентацию своих планов перед венчурными инвестиционными фирмами и бизнес-ангелами.
Идея Airbnb Полу Грэму не понравилась, он сказал, что у нее нет перспектив, но ребята на всякий случай прихватили с собой образец своих завтраков – и это их спасло. Грэм обычно уделяет мало внимания бизнес-плану кандидата или группы, поскольку в ходе программы он тем или иным образом изменится. Вместо этого он изучает кандидатов. Увидев завтраки Obama и Cap’nMcCains (игра слов с фамилиями основных кандидатов на выборах), Грэм был потрясен идеей и пригласил их в свой «инкубатор».

Однажды Пол Грэм спросил ребят: «Где ваши пользователи?». Большинство из них на тот момент были в Нью-Йорке, тогда он отправил начинающих предпринимателей туда. За 13 недель они четыре раза ездили в Нью-Йорк на выходные и встретились с каждым своим арендодателем.
«Мы общались с ними, предлагали сделать профессиональные фотографии, просили подробное описание, снизить цены, и они шли нам навстречу. Они никогда не пошли бы на уступки, если бы не встретились с нами», – вспоминает Нейтан. Арендодатели начали постепенно зарабатывать деньги, рассказывать об Airbnb друзьям, заработало сарафанное радио, начали приходить новые пользователи, рассказывали о своем жилье, устанавливая конкурентные цены. И сайт начал потихоньку раскручиваться, а компания получать прибыль, об Airbnb заговорили в Twitter.
К концу пребывания в Y Combinator заработок стартапа составил $4 тыс. в неделю, и еще до презентационного дня калифорнийская компания Sequoia Capital (одна из наиболее влиятельных венчурных компаний в Силиконовой долине) предложила Airbnb инвестиции в размере $600 тыс.

Вперед, ни шагу на месте.

Команда Airbnb не стала останавливаться на достигнутом, было решено создать еще один сегмент – аренда уникального жилья. Речь идет о древних замках, домиках на деревьях, эскимосских снежных иглу, роскошных яхтах, экзотических островах. Концепция необычного жилья, нашла интерес у многих любителей экзотики. Причем это тот опыт проникновения в культуру посещаемых мест и такое человеческое общение, гостеприимство, которые вряд ли возможно получить в стандартном номере гостиницы.

Идея уникального жилья пришлась по вкусу Риду Хоффману, основателю социальной сети LinkedIn. В апреле 2009 года венчурный фонд Хоффмана Greylock Partners возглавил раунд финансирования стартапа на $7,5 млн. Именно этот фонд в свое время инвестировал в такие компании, как YouTube, Google и Apple.
Обычно люди арендуют на одну-две недели, но в последнее время возникает спрос на более длительные сроки. Условия для всех одинаковы – 3% комиссионных от хозяев жилья и 6-12% от путешественников. Сейчас Airbnb работает с более чем 2 тыс. фотографов со всего мира, которые делают профессиональную съемку арендных предложений. Эти предложения размещаются на ресурсе со специальным значком «проверено, надежно». Помимо фотографий, гарантией надежности являются отзывы от предыдущих арендаторов – это реальные люди и только те, кто действительно снимал жилье (сервис синхронизирован с Facebook, а личность предварительно проверяется компанией).

Еще одним козырем является механика зачисления денег на счет. Вся оплата осуществляется только через сайт, хозяин же их получает после того, как гость приезжает в его квартиру и подтверждает, что все соответствует предложенному. Если все в порядке, то в течение 24 часов мы переводим деньги арендодателю, если же нет – помогаем путешественнику в кратчайшие сроки (с помощью службы поддержки) подыскать альтернативное предложение.
На сегодня Airbnb содержит около 170 тыс. предложений по всему миру. Всего 25% бронирований осуществляются в США. В 2011 году открыто восемь офисов в Европе – Париже, Москве, Лондоне, Барселоне. В 2012-м компания с интересом присматривается к рынкам Украины и Польши. В дальнейшем намерены освоить Юго-Восточную Азию.
Начав с надувных матрасов, сегодня Airbnb представляет собой крупнейшее мировое сообщество хозяев и путешественников, построенное на доверии. Airbnb своим примером в очередной раз доказывает: что не купишь за деньги, то более востребовано, поэтому успешно.

Оцените пост

Добавить комментарий

Войти с помощью: