1. «Пищевая промышленность испортила Америку. Из-за нее люди с низким уровнем дохода страдают от ожирения и диабета», – говорит Кимбал Маск в интервью американскому телеканалу CNBC. Разговор идет прямо за столом. Маск с удовольствием уплетает салат вприкуску с багетом, не особенно заботясь о манерах. На нем ковбойская шляпа – без нее он редко выходит в свет.
2. Кимбалу Маску 44 года, он на год моложе Илона. В 90-е оба были увлечены интернетом и вместе создали сервис Zip2, ставший предшественником Google Maps, а в 1999 году продали его за $300 млн. После этого братья не прекратили сотрудничество в бизнесе. Кимбал инвестировал во все проекты Илона. Он член правления Tesla и SpaceX, а если с братом что-то случится, именно он возглавит компании.
3. Но Маску-младшему неинтересен технологический бизнес. Он признается, что его сердце учащенно бьется от хруста свежей морковки и вкуса только что приготовленного томатного соуса. Своей целью он называет изменение пищевых привычек американцев и поддержание местных фермеров. Маск собирается ее достичь с помощью ресторанов с недорогой и здоровой едой, развития вертикальных теплиц в городах и оснащения школ обучающими садами. Блог Маска-младшего называется Food is the New Internet.
4. В блоге Кимбал пишет о том, как развивается его бизнес, и делится своим взглядом на правильное питание. «Я приехал в США из ЮАР в 1995 году – до интернет-бума. Тогда я видел, что грядет невероятная волна. Я не знал, какую роль я буду играть в этом. Но мне хотелось быть частью этого. Сейчас я вижу то же самое в еде», – сказал Маск на конференции, посвященной фермерству. По его словам, современная пищевая промышленность давно устарела. Она основана не на реальных нуждах людей, а на дешевых продуктах чрезмерной калорийности. Пищевые гиганты не заботятся об экологии – на их совести значительная часть проблем, связанных с глобальным изменением климата. Сейчас благодаря развитию интернета свежие и качественные продукты будут доступны все большему количеству людей, потребность в них будет только расти.
5. «Хорошая новость – McDonalds потерял сто точек в прошлом году. Продажи замороженных продуктов снижаются, потому что люди понимают, что есть такую еду плохо для здоровья, это медленно убивает», – разгорячился Маск. По статистике, которую он приводит, 45% американцев предпочитают органическую еду, но лишь 1% ее производит. Миллениалы выбирают органические продукты в два раза чаще, чем послевоенное поколение. Глобальный рынок продуктов – это почти $5 трлн в год. «Невероятные возможности для предпринимателей», – подытоживает он.
6. Путь на кухню
Кимбал с детства любил готовить, но начал заниматься этим профессионально только после продажи Zip2. Он поступил во Французский кулинарный институт и окончил его в 2001 году. Илон вспоминает, что брат всегда любил и готовить, и есть, но оставался «худым, как гладильная доска».
Cразу после выпуска Маск-младший решил, что должен открыть свой ресторан. Но решение долго воплощалось в жизнь: The Kitchen открылся лишь в 2004 году в провинциальном Боулдере (Колорадо), куда Маск перебрался с семьей. Это был дорогой ресторан со свежими продуктами от местных фермеров, но рецепты были очень простыми, каждый мог повторить их у себя дома. Знаковым блюдом был томатный суп, для приготовления которого нужны только томаты, лук и сливочное масло. Концепция – использовать очень качественные продукты и избегать сложной обработки, которая портит вкус. На четвертый месяц The Kitchen обслуживал три тысячи человек в неделю.
7. Но ресторанный бизнес не технологический, его масштабы ограничиваются территорией. Маск заскучал с The Kitchen, отошел от управления, вернулся в технологический бизнес и устроился менеджером в стартап. Почти сразу он понял, что это плохая идея, но уйти навсегда из бурно развивающейся сферы было страшно. Страха добавлял и кризис 2008 года, хотя именно тогда Илон создавал Tesla.
8. «Всем казалось, что в мире наступил коллапс», – вспоминает Киндал. Тогда автопроизводители столкнулись с задержками в производстве и сокращением бюджета. Казалось, что, как и General Motors, Tesla будет близка к банкротству. Но он решил вложиться в бизнес брата: «У компании была такая миссия, что я бы не простил себе, если бы не вложился в нее». Пока это самая успешная инвестиция в жизни Маска-младшего.
9. Но и она не приободрила предпринимателя. У него не было масштабной цели в жизни, он не понимал, что делать. Дело решил случай в 2010 году – во время воскресного катания на сноуборде с семьей Маск-младший сломал шею. В течение двух месяцев левая часть тела была парализована – этот период в жизни Маск называет худшим и лучшим одновременно. Тогда он решил: если врачи его вылечат, он все-таки посвятит себя своему настоящему увлечению – еде. Несмотря на не самые оптимистичные прогнозы, операция помогла – Маск-младший снова начал ходить.
10. Новая концепция
Сразу после выписки Кимбал взялся за новую концепцию The Kitchen: ресторан стал дешевле, но поставщики, местные фермеры, остались те же. Он открыл еще две точки: в соседнем Денвере и далеком Чикаго. Одновременно у него появилась идея нового заведения – Next Door, демократичного гастропаба со здоровой фермерской едой, средним чеком не выше $10 и сотрудничеством со всеми сервисами быстрой доставки еды. Сейчас у Next Door три точки в Денвере, каждую неделю они обслуживают 10 тысяч человек. В январе Маск назвал новую цель: открыть пятьдесят Next Door к 2020 году – он начал искать фермеров-партнеров в Колорадо, Айове, Йллинойсе, Арканзасе.
Илон Маск считает планы брата безумными, о чем ему сразу сказал. Кимбал ответил, что по-настоящему безумные планы – это строить космический бизнес.
11. Одна из основных проблем сейчас – сами американские фермеры. Кимбал объездил всю страну, глядя на людей, занятых в сельском хозяйстве, и утверждает, что, как правило, это бабушки за 75. Это создает некоторые трудности в бизнес-процессах.
Чтобы привлечь молодежь, в 2016 году Маск открыл специальный фермерский бизнес-акселератор Square Roots. Акселератор готов принять тысячу человек, каждый из которых сможет пользоваться кампусами, оснащенными климат-контролем и вертикальными фермами с гидропоникой. Они смогут продавать свой урожай местным компаниям, а если захотят открыть свой ресторан, Маск и его партнеры готовы помогать советами.
12. Особая любовь Маска – это вертикальные фермы, разработанные компанией Freight Farms. Они создаются из железных контейнеров для перевозки, грядки в них расположены тремя вертикальными рядами. Вместо обычной почвы там специальная смесь – субстрат. Модуль площадью 30 квадратных метров должен давать урожайность за год как засев на 8000 квадратных метров в обычной ферме. Такие фермы можно установить прямо в центре города, первая была установлена в Нью-Йорке. Министерство сельского хозяйства США поддержало инициативу Маска, сейчас они ищут варианты сотрудничества.
13. Пока Маск-младший выращивает аудиторию на будущее. Проект Learning Gardens должен приучить к работе на земле школьников. Маск запустил его в 2011 году – тогда в одной из школ Денвера был установлен обучающий сад, в котором дети самостоятельно могут вырастить фрукты или овощи. Сейчас обучающих садов уже 350.