История успеха. Илья Полегенько и Карен Мухтарьян

Стол за 700 тысяч: как устроена мастерская авторской мебели
Спрос на мебель из дорогих пород дерева есть даже в кризис


Друзья-предприниматели Илья Полегенько и Карен Мухтарьян до того, как в 2014 году рубль ушёл в крутое пике, успешно работали в строительной индустрии. После кризиса заказы иссякли, а компаньоны стали искать бизнес-идею для дальнейшей работы. И решили запустить производство мебели из так называемых слэбов – продольных спилов цельных участков ствола. Начинали вдвоём в небольшой мастерской, сегодня же у них работает 40 человек, а столы «уходят» за сотни тысяч рублей.

Илья Полегенько (33 года), Карен Мухтарьян (38 лет) – предприниматели из Ростова-на-Дону, основатели мастерской авторской мебели Wood Mood. Окончили Донской государственный технический университет: Илья по специальности «автоматизация и информатика», Карен по специальности «робототехника». Вместе работали прорабами, а в 2014 году после валютного кризиса основали мастерскую Wood Mood.

Как всё начиналось
Илья и Карен дружат больше 15 лет. А с некоторого времени и работают вместе. Илья после университета пошёл работать на местное телевидение, но спустя несколько лет Карен, работавший руководителем строительной фирмы, переманил его в строительство – прорабом. Илью в тот момент перестала устраивать зарплата – и он согласился. Около шести лет друзья ездили по России и занимались строительством кафе и ресторанов в крупных торговых центрах. Это приносило хороший доход, но в 2014 году всё изменилось.

«Случился кризис, который ударил по строительной индустрии сильнее, чем по другим, – рассказывает Илья. – Наши заказчики остались без средств, продолжать работать в этой сфере стало невозможно. А уходить в найм не хотелось. И тут Карену в голову пришла идея заняться созданием мебели. Дело в том, что одним из наших последних заказчиков на тот момент был ресторан русской кухни. Там было очень много дерева в интерьере – так мы впервые соприкоснулись с этой темой. К тому же Карен в своё время очень вдохновился работой зарубежных мастеров в этой области».

Мебель компаньоны решили делать из слэбов (от англ. slab – плита) – широких продольных спилов цельных участков ствола – с сохранением природных форм дерева, которые хорошо вписываются в модный стиль «лофт». Каждый такой спил уникален и имеет неповторимую фактуру и узор. Поэтому любое изделие из слэбов эксклюзивно.

Хотя, конечно, одной красивой фактуры сырья недостаточно: с ним нужно уметь работать, иначе ничего хорошего сделать не получится. По словам Ильи, в начале пути они испортили немало дерева, переделывая некоторые заказы по нескольку раз.

Предоплата как драйвер развития
«В нашем проекте Карен заведует производством, а я занимаюсь продажами и развитием. На старте денег у нас не было от слова «совсем» – нечем было машину заправлять, – рассказывает Илья. – Первый наш заказ был на небольшую двухметровою столешницу для барной стойки. Мы смогли его выполнить благодаря тому, что взяли предоплату. Стоимость заказа была 55 тысяч рублей, 30% составила предоплата. Копейки, конечно, но на тот момент это казалось нам огромной суммой. На эти деньги мы купили какие-то расходники, сырьё, оплатили логистику. Потом со следующего заказа опять взяли предоплату – так и начали постепенно развиваться».

Знакомые предоставили тандему начинающих мастеров небольшое помещение на 50 квадратных метров. В первой мастерской Wood Mood были бетонные стены, небольшой набор инструментов, один верстак и одна лампочка. Чтобы докупить оборудование, друзьям потребовалось какое-то время откладывать деньги.

Начали они с частных заказов от людей, которые делают ремонт. А корпоративные клиенты появились только через полгода. «Первым таким клиентом был ресторан «Экспромт» в центре Москвы, – вспоминает Илья. – К тому моменту у нас уже появились станки, первые два мастера по найму (до этого мы работали своими руками). Кадры всегда было катастрофически сложно искать, но на данный момент удалось сформировать профессиональную команду. Сейчас у нас работает около 40 человек, а общая площадь производства выросла до 350 квадратных метров».

Обуздать карагач
В основном Wood Mood работает с твёрдыми породами дерева: дуб, кавказский вяз (карагач), ясень. Их спилы имеют красивый витиеватый узор и высокую прочность. «Древесину такого рода нам поставляют с Кавказа, также у нас есть поставщик в Индонезии. Всё, что растет в России на Урале и за Уралом, не обладает нужными нам качественными характеристиками, и идёт в основном на экспорт в Китай», – рассказывает Илья.

В работе со слэбами есть свои особенности. Перед тем, как из них можно будет сделать мебель, спилы проходят этапы сушки и особой обработки. Из-за того, что при высыхании дерево сжимается, у неопытного мастера слэбы могут деформироваться – и из них хороших вещей уже не выйдет. Также, чтобы дерево не трескалось и стало в итоге прочным «фундаментом» стола или тумбы, его обрабатывают особыми составами.

«Обработка в мастерской проходит поэтапно в разных цехах. Потом за изделием закрепляется один или два мастера, которые в дальнейшем его «ведут», – поясняет Илья. – Столы – наше приоритетное направление, но сделать мы можем практически всё. Комоды, тумбы, кровати, сервировочные и разделочные доски, подсвечники, светильники. Рестораны часто заказывают ещё стеллажи для хранения вина».

Изготовление стола – самой популярной позиции Wood Mood – занимает в среднем неделю. Но от утверждения слэба до готового изделия может пройти и тридцать-сорок дней. Это происходит потому, что заказы отдаются в работу по очереди. А для некоторых заказов клиенты просят определённую породу и размеры дерева, которое приходится искать в других странах. В таких случаях на изготовление изделия может уйти до четырёх месяцев. В среднем производительность мастерской сегодня – 30 изделий в месяц.

Мебель для селебрити
Самый недорогой стол от мастерской Wood Mood стоил 20 тысяч рублей, а самый дорогостоящий обошёлся клиенту в 700 тысяч рублей. Последний состоял из цельных спилов длиной 6 метров (то есть был очень сложен в производстве). В числе заказчиков мастерской – многие известные люди, например, Ксения Собчак: она увидела работы Wood Mood в соцсетях и заказала обеденный стол, подставку под кулер и кровать.

Как правило, клиенты находят мастерскую в интернете. С самого старта она продвигается в Instagram, сегодня у аккаунта проекта около 100 тысяч подписчиков. «Поначалу, конечно, мы мало что знали о продвижении в соцсетях и наделали кучу ошибок, – констатирует Илья. – Первый аккаунт, который мы создали, Instagram вообще удалил через сутки. Мы тогда сразу начали беспорядочно на всех подписываться и превысили лимиты, которые установлены соцсетью».

Помимо соцсетей и рекламы в директе компания пробовала многие другие способы продвижения. Плохо сработало размещение в дизайнерских интерьерных журналах. Также, по словам Ильи, не очень эффективны и телепередачи про ремонт. Ещё Wood Mood участвовал в интерьерных выставках. Тут эффект зависит от конкретного мероприятия – какие-то из них работают, какие-то – нет.

«В ближайшее время мы намерены расширять ассортимент в сфере декора и уже договорились с одним дизайнерским агентством о создании совместной лимитированной коллекции мебели, – говорит совладелец мастерской. – Такие коллаборации мы собираемся сделать регулярными. Думаю, это хороший канал развития».

В основном в Wood Mood делают вещи на заказ. Компания открывала шоурум в центре Москвы, но через два года закрыла его: это оказалось невыгодно, аренда помещения и содержание менеджеров обходились слишком дорого. Есть намерение открыть точку заново в другом месте. Пока же у мастерской работает шоурум в Ростове, прямо на территории производства. Он оформлен в виде небольшой квартиры с меблировкой из слэбов.

Стать фабрикой
Сегодня Wood Mood работает не только для российских заказчиков, есть клиенты и из других стран. «У нас есть русские заказчики в Чехии, Швейцарии, Германии, Франции, – перечисляет Илья. – В основном это дизайнеры, которые заказывают мебель у нас в интересах своих клиентов».

Когда мастерская начинала работу, конкурентов у неё было немного. Теперь же в ряде городов России появилось много мастерских похожего профиля. И новые проекты часто заходят на рынок с сильным демпингом. «Вытеснением с рынка это нам вряд ли грозит, у нас уже есть наработанное имя с гарантией качества. В нашем деле это важно, – говорит Илья. – Но вот клиенты, которые обращаются к неопытным мастерам, могут в итоге пожалеть. Нас пару раз даже просили взять испорченные в других мастерских вещи на переделку. Сейчас мы от такого отказываемся, конечно».

В планах у тандема предпринимателей – начать делать какое-то количество позиций для постоянного наличия. А в долгосрочной перспективе проект хотят «вырастить» до полноценной фабрики.


Тинькофф Бизнес [CPS] RU

Оцените пост

Добавить комментарий

Войти с помощью: