Бизнес идея : такси как заработок

Бизнес идея : такси как заработок


По мнению экспертов агентства BusinesStat, в 2016-2019 гг рынок коммерческих пассажирских перевозок в РФ увеличился в 1,8 раза. В 2015 г. темп развития отрасли составил 1,47 млрд поездок. К 2019 г. показатель увеличился до 2,70 млрд поездок. Причиной стал такой фактор, как появление новых агрегаторов. Благодаря работе удаленных диспетчерских служб, количество заказов выросло. В 2020 г. численность пассажироперевозок сократилось до 2,55 млрд поездок. Рынок просел из-за падения доходов населения и введения ограничений на передвижение в карантин. Как утверждают аналитики, в 2022-2025 гг рынок перестанет расширяться. В этот период будет идти процесс перераспределения внутри рынка. К 2025 г. количество поездок составит 2,58 млрд, что на 4,4 % меньше, чем в 2019 г. Бизнес-план такси будет учитывать современные реалии. Есть и положительная тенденция. Стоимость услуг начнет расти на 10-15% каждый год.

Резюме проекта
Сумма вложений в проект — 557 100 тыс. руб. Срок окупаемости составит 4,5 месяца. Средняя ежемесячная чистая прибыль останется на уровне 121 707 руб. Планируется создание диспетчерской службы без формирования собственного автопарка в г. Екатеринбург с населением 1 495 066 человек. Рынок города достаточно конкурентный. По данным агентства BusinesStat, в 2019 г. на территории населенного пункта работало 74 предприятия.

Описание бизнеса
Екатеринбург находится в Уральском федеральном округе. Максимальное количество легальных игроков на рынке составляет 4,8 такси на тысячу населения. В стране остро стоит проблема лицензирования перевозок. Большинство таксистов работает по «серой» схеме. Поэтому не так просто найти водителей для сотрудничества. В УФО по состоянию на 2019 г. было только 23 тыс. лицензированных перевозчиков.

На первом этапе важно определиться с моделью работы будущего коммерческого предприятия. Чем меньше расходов и выше маржинальность, тем выше шансы на успех и получение стабильной прибыли. Есть два варианта:

Формирование диспетчерской службы и собственного парка такси.
Создание агрегатора — посредника с привлечением перевозчиков.
Первый вариант требует существенных затрат. Придется брать машины в лизинг или покупать их. В нынешней ситуации, когда эпидемиологическая обстановка остается неспокойной, а Россия находится под санкциями иностранных государств, лучше организовать собственную диспетчерскую службу. Операторы будут напрямую взаимодействовать с водителями, у которых есть собственные автомобили. Служба такси будет поддерживать три тарифа: «эконом», «комфорт» и «бизнес». Не следует забывать про дополнительные услуги:

курьерская доставка грузов;
служба «трезвый водитель».
При запуске бизнеса с нуля можно выбрать комплексное развитие или ведение деятельности в узкой нише. Агрегатор будет работать круглосуточно. Что касается сезонности, она выражена слабо. По статистике автопарков, спрос на услуги остается стабильным в течение всего года. Только в сезон отпусков количество желающих прокатиться с ветерком падает, особенно в начале августа. Города пустеют, население отправляется в южные регионы или за границу. В этот же период падают грузоперевозки.

Традиционный спад активности потребителей приходится на майские и новогодние праздники. Люди заняты своими делами, поездки откладываются на потом. Зато перед 8 марта и 14 февраля спрос увеличивается на 20-24%.

Анализ рынка сбыта
Бизнес-план составлен с учетом того, что ядро целевой аудитории составляют люди с достатком выше среднего. Граждане с минимальными доходами предпочитают пользоваться услугами общественного транспорта. Клиентов можно разделить на группы по услугам:

«эконом»;
«комфорт»;
«бизнес».
По статистике, самый доступный тариф выбирают 69% пассажиров. На втором месте с долей 28% те, кто предпочитает передвигаться в комфортных условиях. Всего 3% приходится на людей, которым нужны автомобили представительского класса.

Поскольку рынки частично похожи, приведем данные по Москве, чтобы обозначить общую картину. Если верить анализу от компании «Яндекс», лишь 3% жителей столичного региона пользуются такси больше 10 раз в месяц. Большое количество заказов связано с необходимостью добираться до работы в будние дни. Солидная доля пассажиров — 54% звонит в диспетчерскую службу не чаще раза в месяц.

В 2022 г. китайский агрегатор такси DiDi объявил об уходе с российского рынка. Это хорошая новость для начинающих бизнесменов. Сервис из КНР мог занять существенный объем в структуре отрасли.

Состояние экономики РФ
В структуре российского ВВП до 70% занимают продажи газа и нефти. До 2022 г. в стране действовало бюджетное правило. Только 44,2 $ от цены нефти шло в бюджет. Остальные деньги Минфин направлял в ФНБ — фонд национального благосостояния. В результате недружественных действий западных партнеров, почти 300 млрд $ из ФНБ было заморожено. В результате действие бюджетного правила было приостановлено. Если освободившиеся деньги пойдут на создание инфраструктурных проектов и развитие экономики, появится много новых рабочих мест и доходы россиян вырастут.

С другой стороны, санкции нанесли существенный удар по экономике страны. При их ужесточении вырастет инфляция, а значит, упадет покупательная способность населения. По заявлению премьер-министра РФ Михаила Мишустина, правительству понадобится не менее 6 месяцев, чтобы адаптироваться к новым условиям. Перспективы дальнейшего развития станут просматриваться только к сентябрю 2022 г. Коренным образом переломить ситуацию может введение продажи ресурсов за рубли и деофшоризация.

Во времена неопределенности принято снижать расходы. Поэтому бизнес-план такси предполагает создание диспетчерской службы, а не собственного автопарка. Это даст шанс развития даже в тяжелых экономических условиях. Недаром в 2021 г. подразделение Яндекс.Такси отчиталось о рекордном росте прибыли. На фоне общего спада агрегатор увеличил выручку на 91%.

Маркетинг и продажи
В кризисных условиях бюджет нужно расходовать с умом. Высокую эффективность продвижения услуг показывает реклама на региональных радиостанциях. Средняя стоимость ролика продолжительностью 10 секунд, который звучит в эфире 3 раза в день, составляет 42 000 руб. в месяц. В 1,5 раза дороже обойдется размещение объявления на местном телевидении. Целесообразно использовать эти каналы продвижения в первые 3 месяца после запуска бизнеса. Это улучшит узнаваемость бренда среди населения.

Не лишним будет создание сайта с описанием услуг и контактными данными. Разработка «одностраничника» обойдется в 11 000 руб. Контекстная и таргетированная реклама в социальных сетях — еще 24 000 руб. ежемесячно. В каждом городе есть предприятия общепита без собственной курьерской службы. Можно заключить с ними соглашение и обслуживать заказы на доставку.

Даже в 2022 г. продолжают работать традиционные методы продвижения. Немалое количество клиентов способны принести листовки и флаеры. Их печать обойдется в 2 500 руб. в месяц. Плюс услуги промоутера, их стоимость начинается от 150 руб. в час. На полиграфической продукции нужно указать все действующие акции. Для привлечения аудитории неплохо бы давать скидки постоянным клиентам. Под это можно напечатать партию дисконтных карт.

Календарный план
Работы по запуску службы такси нужно проводить поэтапно. Иначе есть шанс затянуть процесс. По условиям бизнес-плана предполагается легальная работа. Поэтому первым делом следует выбрать форму собственности будущего предприятия.

Государственная регистрация
С 2019 г. в РФ появился экспериментальный режим НПД — налог на профессиональную деятельность. Самозанятые имеют право работать в такси, но есть существенное ограничение — нельзя нанимать сотрудников. Остается единственный вариант — работать в одиночку. Но так не получится обслуживать заявки, ведь номер телефона должен быть доступен круглосуточно. А значит, нужны операторы. К тому же, самозанятый не имеет возможности учитывать расходы для уменьшения налоговой базы. Вариант с НПД подойдет разве что таксистам-одиночкам.

Для рынка такси существуют правила. Их регламентирует Федеральный Закон № 69 от 21.04 2011 г. Главное требование норматива состоит в том, что индивидуальный предприниматель обязан получить лицензию на перевозку пассажиров и грузов. Бизнес-план предполагает создание агрегатора, поэтому разрешительная документация не нужна. Ведь диспетчерская служба по своей сути посредник. Достаточно пройти государственную регистрацию в качестве ИП. В заявлении можно указать такие коды ОКВЭД:

92.4. Деятельность информационных агентств.
74.83. Предоставление секретарских, редакторских и услуг, связанных с переводом.
72.6. Прочая деятельность по использованию вычислительной техники и информационных технологий.
56.61.2. Розничная торговля, осуществляемая через телемагазины и компьютерные сети.
В качестве системы налогообложения можно выбрать «упрощенку». Есть режим УСН со ставкой 6% от оборота или 15% от разницы «доходы минус расходы». В этом образце бизнес-плана будет использоваться первый вариант.

Закупка оборудования
Для работы диспетчерской службы необходимо специализированное программное обеспечение. ПО помогает вести базу данных клиентов и привлеченных водителей, обеспечивает связь между исполнителями и клиентами. Алгоритмы записывают разговоры, автоматически назначают на заказ свободных водителей. Важна функция СМС-информирования. Без нее заказчик может пропустить важную информацию.

В комплекте с программой для ПК должно идти мобильное приложение под iOS и Android. Оно существенно упрощает процедуру заказа для клиентов, освобождает операторов от лишней работы.

Стоимость программных комплексов зависит от количества операторских рабочих мест. Некоторые разработчики берут проценты с продаж, а остальные назначают фиксированную цену. Второй вариант более предпочтительный. Достаточно отдать деньги один раз, а потом лишь оплачивать поддержку и обновления. Сегодня средняя цена программы равна 132 000 руб. Еще понадобятся компьютеры, офисная мебель и качественный проводной интернет с IP-телефонией.

В расчетах бизнес-плана приведена стоимость популярной программы для диспетчерской такси. Можно найти альтернативу с меньшим ценником. Никто не заставляет начинающего бизнесмена приобретать мощные компьютеры. Хватит ПК со слабым «железом». Главное, чтобы техника могла поддерживать работоспособность ПО без зависаний и вылетов.

Поиск персонала
Водитель — лицо службы такси. От его профессионализма и коммуникативных навыков зависит репутация предприятия. Нужно заключать договоры только с опытными людьми, которые умеют общаться с пассажирами на принципах взаимной вежливости. На должность диспетчеров подойдут сотрудники с грамотной речью и хорошей дикцией. Для персонала важно умение работать в режиме многозадачности.

Для поиска можно разместить вакансию на популярных досках объявлений «Авито» или «Юла». Не помешает продублировать информацию на сайте «Хэдхантер». На первом этапе придется потратить много времени на проведение собеседований. Но когда коллектив сформируется, все начнет работать в автоматическом режиме. Останется лишь заниматься контролем и решать организационные вопросы.

Запуск рекламы
Кампанию, направленную на продвижение службы такси, нужно начинать еще до запуска. Тогда жители города узнают о появлении новой фирмы на рынке заранее. Повысится узнаваемость бренда. На первом этапе следует создать аккаунт предприятия в популярных социальных сетях, чтобы привлекать заинтересованных подписчиков.

Понадобится многоканальный телефон с «красивым» номером. Аренда обойдется в 3 000 руб. в месяц.

На все подготовительные мероприятия отводится 6 недель. За полтора месяца можно справиться с бумажной волокитой и другими задачами. Уровень конкуренции растет с каждым днем, поэтому не следует затягивать.

Организационная структура
Бизнес не начнет развиваться без толковых водителей. К ним нужно присматриваться особенно тщательно. Иначе есть риск безвозвратно испортить репутацию. В городских пабликах соцсети «Вконтакте» появятся гневные отзывы клиентов. Поиск нужно вести через доски объявлений. Основные требования к водителям таковы:

собственный или арендованный автомобиль не старше 5 лет;
действующая лицензия на перевозку;
бустеры и детские автомобильные кресла в салоне;
стаж реального вождения не менее 3 лет;
знание города, умение пользоваться навигатором;
преимущественно безаварийное вождение.
Водитель должен быть оформлен в качестве ИП. Самозанятому не выдадут лицензию без статуса индивидуального предпринимателя. Традиционно агрегаторы платят таксистам процент от стоимости заказа. В этом бизнес-плане значение составит 82 %. В течение суток водитель способен выполнить 9-10 заказов. Чем больше импровизированный автопарк, тем лучше. Главное, чтобы всем хватало заказов. Иначе подрядчики быстро удалят с телефона приложение диспетчерской службы и аннулируют соглашение.

Не меньшее внимание следует уделять поиску диспетчеров. После запуска достаточно оставить одного работника в смене, которая будет длиться сутки. Еще двое суток оператор должен отдыхать. Поэтому с обработкой заказов справятся 3 человека. Уровень оплаты — 700 руб. за выход плюс 4 руб. за каждый обработанный заказ. По мере развития придется набирать дополнительный персонал, чтобы в смене работало по двое.

Когда количество заказов вырастет, нужно плавно снижать выплаты за выход и повышать комиссию за обработку заказов. Опционально можно нанять бухгалтера, но современное ПВО может заменить дополнительного работника.

Финансовый план
Первым делом нужно рассчитать сумму начальных инвестиций. Тогда станет понятно, хватит ли личных финансов или следует привлечь заемные средства или заключить соглашение с инвесторами.

Для диспетчерской не обязательно арендовать помещение в центре города. Подойдет здание на окраине. Тогда расходы можно снизить на 30-42%. Ремонт тоже не столь важен на первом этапе. Если есть способ сэкономить на материалах, лучше сделать это.

ФОТ и комиссия водителей — переменные расходы. Остальные можно отнести к постоянным. В образце бизнес-плана прогноз финансовых показателей составлен в усредненном виде за первый год работы.

В среднем, предприятие-агрегатор будет зарабатывать 121 707 руб. в месяц. Срок окупаемости первоначальных вложений составит 4,5 месяца. Это показатели, которых можно достичь при идеальных условиях. В реальной жизни не все так радужно. Налоговые органы могут затянуть сроки регистрации ИП, водители уходят к конкурентам, а диспетчеры не справляются со своими обязанностями.

Факторы риска
Бизнес не развивается в вакууме. Его окружают конкуренты, чиновники регулярно издают новые правила и распоряжения, пытаясь регулировать отрасль. При добавлении в копилку внешних факторов картина перестает быть оптимистичной. Но если следить за состоянием рынка и подстраиваться под сложившиеся условия, у бизнесмена есть шанс остаться на плаву и даже масштабировать свое предприятие. Типичные факторы риска, способные усложнить реализацию бизнес-плана:

Высокая конкуренция. С приходом на рынок компании «Яндекс» многие диспетчерские службы прекратили существование. По статистике, крупнейший агрегатор занял до 80 % объема отрасли. Но можно предложить водителям и пассажирам хорошие условия или переориентировать сервис на доставку товаров и развиваться в узкой нише.
Плохая экономическая обстановка. С начала 2020 г. в РФ идет серия ударов по бизнесу. Сначала это были локдауны, а потом западные санкции. Население стремительно теряет покупательную способность. Но ядро целевой аудитории составляют люди с доходом выше среднего, их зарплаты вряд ли существенно упадут даже в кризисные годы.
Рост цен. Автомобили подорожали почти в два раза за последнюю пару лет. Увеличивается стоимость ГСМ и технического обслуживания. Но эти расходы лежат на плечах привлеченных водителей. Если установить ценник на перевозку, который устраивает таксистов и пассажиров, все будут в выигрыше. Нужно постепенно повышать прайс.
Недобросовестные сотрудники. Бывают диспетчеры, которые хамят клиентам. Порой водители занимаются тем же. Этого допускать нельзя. Иначе пострадает репутация. Для контроля операторов в помещении можно установить камеру с записью звука и регулярно просматривать файлы. На нерадивых таксистов напишут жалобы сами пассажиры.
Негативное влияние всех рисков можно свести на нет. Главное — держать руку на пульсе и заниматься непосредственным руководством. Предприниматель выживает в современной России только в случае, если работает не покладая рук и ищет новые возможности для продвижения своего дела.

Оцените пост

Добавить комментарий

Войти с помощью: