Стартовый капитал – 1200 тыс.руб.
Прибыль в месяц – 600 тыс.руб.
Срок окупаемости – 2 мес.
Не секрет, что потребность в гостиничных номерах в разных городах и в разные сезоны также разная. Например, пик спроса в Москве приходится на канун Нового года, а в Анапе – на летнее время. Именно поэтому у предпринимателей возникает интерес к перемещению отелей.
«Идея такая: покупается баржа или сухогруз река-море и переделывается в гостиницу. Зимняя стоянка в Питере или Москве со швартовкой у набережной в выгодном месте. С открытием навигации по Волго-Балту/Волго-Дону спускаемся в Азовское море, переходим в Черное море и на лето швартуемся в Анапе или Сочи», – делится планами форумчанин stoper.
В то же время плавучие гостиницы (да и любые другие подобные объекты, например рестораны) являются нишевым продуктом. Нельзя сказать, что на рынке их строительства нет конкуренции, однако в реальности серьезных изготовителей можно сосчитать по пальцам одной руки. Другими словами, здесь есть, где развернуться.
Но сразу отметим, что этот бизнес правильнее отнести к среднему, нежели к малому, поскольку небольшому производству с персоналом в несколько десятков рабочих вряд ли можно его организовать – нужна как минимум пара сотен человек.
Попробуем разобраться в этой теме подробнее.
Миллион за номер? Легко!
«Мобильность сейчас в тренде, – поясняет эксперт по недвижимости Валерий Гасан. – Строят даже плавучие атомные станции. Почему в России этот вариант гостиниц или ресторанов не востребован? Думаю, из-за отсутствия адекватного предложения, поскольку у нас мало нормальных производителей. Связано это в первую очередь с тем, что до развала Советского Союза схожие по конструкции суда, к примеру, брандвахты, строились в основном на Украине – на заводе «Паллада» в Херсоне. В России было только два завода, но они специализировались на военных понтонах и дебаркадерах. Короче говоря, для нашего рынка дело это новое».
Владелец небольшой судоходной компании Иван Козин советует строить именно плавучие гостиницы – отдельные здания, стоящие на основании, способном держаться на воде, – и не пытаться переоборудовать под эти нужды сухогрузы или баржи. «Дешевле воспользоваться буксиром, чем содержать команду», – поясняет он.
Стоимость
Что касается стоимости, то плавучий гостиничный модуль на 10 номеров обойдется покупателю ориентировочно в 10 млн. рублей. «В рамках гостиничного бизнеса это, в принципе, недорого. Не забывайте, например, что в Москве такой номер легко сдать по 3 тысячи рублей в сутки, а это уже неплохие доходы, – считает Валерий Гасан. – Проблема в том, что отель считается рентабельным, если в нем не менее 30-40 номеров, иначе трудно поддерживать требуемый уровень санитарной безопасности, комфорта и доступности».
Кроме того, у отельеров обязательно возникнут трудности организационного характера, о которых нужно знать. Имеющиеся в России юридические нормы относительно благосклонны для плавучих объектов не длиннее 20 метров, при том, что гостиницу на 30-40 номеров на такой платформе не построишь.
Но человека, который собрался стать производителем подобных сооружений, эти трудности пугать не должны: они в большей степени касаются самих рестораторов и представителей гостиничного бизнеса. Для строителя плавучих зданий важнее тот факт, что эти трудности все равно вполне преодолимы, и спрос на их товар от этого не уменьшится.
Немного о производстве
Теперь перейдем непосредственно к процессу производства. «По сути, вам нужен будет небольшой судостроительный завод, на котором работает не меньше 200 рабочих, – говорит Игорь Малюгин, наш эксперт по стартапам. – В этом случае трудно оценить размер капиталовложений, хотя ясно, что они исчисляются сотнями миллионов рублей. Строительство плавучего отеля на 40 номеров с учетом инфраструктурных помещений сопоставимо по объему со строительством пассажирского круизного корабля речного типа».
Иван Козин согласен с этим: «В зависимости от требований и возможностей клиента вы закажете у производителя понтон из корабельной стали, бетона или алюминия, – советует судовладелец. – А затем, получив основу, построите на ней сейсмоустойчивый плавдом. Да, не удивляйтесь, сейсмоустойчивость – обязательная вещь, ведь здание будет стоять на платформе, которая будет постоянно раскачиваться на волнах, пускай даже мелких. И крайне важно, чтобы это на него никак не влияло. Отмечу также, что заниматься таким строительством можно даже под открытым небом, имея дебаркадер с небольшим подъемным краном. В таком случае постройка плавучих гостиниц и ресторанов значительно упрощается».
Сначала портфолио, а затем доход
Архитектор Ирина Смирнова, которая проектирует плавучие гостиницы, сообщила, что бизнесмены, которые были её клиентами, сталкивались с отсутствием заказов на начальном этапе. «Они говорили, что со стороны представителей гостиничного бизнеса интерес к ним проявлялся регулярно. Но потом они требовали портфолио и настаивали на просмотре готовых объектов, которых, конечно, не было».
По её словам, только после того, как один из её клиентов построил плавучий отель на бетонном корпусе брандвахты пр. М56 (его можно назвать «классическим» понтоном, разработанным еще в середине прошлого века), дело сдвинулось с мертвой точки. По этому проекту, над которым работала сама Смирнова, в носовой и кормовой частях главной палубы располагались открытые террасы, там же были установлены буксирные и швартовные кнехты. Двухместные каюты пассажиров с санузлами и ванными, были оборудованы отдельными выходами на террасу, а на первом и втором ярусе палубной надстройки номера выходили во внутренний коридор.
Такая компоновка позволяла на относительно небольшой основе длиной 72 метра и шириной 13 метров иметь 36 полноценных двухместных номеров. Себестоимость такого плавучего отеля составила 43 млн. рублей, при этом продать его удалось за 56 млн. рублей. Срок строительства не превысил 9 месяцев, хотя еще 3 месяца ушло на получение разрешительных документов в центральном офисе ГИМС (Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России).
Из дохода пришлось вычесть почти 7 млн. рублей на оплату процентов, еще 2 млн. «съели» НДС и другие налоги. Итого прибыль от реализации этого проекта составила порядка 4 млн. рублей. Кстати, предприниматель-отельер в дальнейшем смог за год также заработать чуть больше 4 млн.
«Риск для строителя, конечно, достаточно высокий, особенно на старте, – поясняет Малюгин. – Но на втором, максимум на третьем заказе можно уже рассчитывать на авансовые платежи заказчиков, что существенно упрощает жизнь».
Подводя итог, стоит сказать, что строительство плавучих гостиниц, безусловно, является сложным в организационном отношении делом, но зато интересным и нишевым, а также, что самое главное, переводящим предпринимателя в разряд среднего бизнеса. Следовательно, позволяющим рассчитывать на солидные прибыли и высокий социальный статус.