Банк бизнес идей
 
Бизнес-идея: Производство пластилина

Бизнес-идея: Производство пластилина

Бизнес-идея: Производство пластилина

Пластилин является настолько привычным материалом для творческих занятий по лепке с детьми, что многие люди даже не подозревают о том, что его изобретение стало весьма выгодной бизнес-идеей, которая принесла своему автору целое состояние.

Перспективы бизнеса по производству пластилина

1. Шестьдесят лет назад американец Джо Маквикер из Цинциннати, работавший на химической фабрике, оформил патент на нетоксичное чистящее средство для обоев. Образец этого продукта (который не особо пользовался популярностью) он послал своей родственнице – воспитателю детского сада. Она нашла новое применение странному чистящему средству, заменив им обычную глину, используемую на занятиях по лепке. Бруски белого цвета были более пластичными, нежели природная глина, и не прилипали к рукам. В 1955 году изобретение Маквикера заметили крупные торговые сети. Белый пластилин стал пользоваться невероятно огромным спросом, и 27-летний изобретатель в мгновение ока стал миллионером. Впрочем, по некоторым источникам изобретение пластилина приписывают немцу Францу Колба (патент 1880 года), а по другим – британцу Уильяму Харбуту (патент 1899 года), но тот пластилин сильно отличался от современного и не пользовался большой популярностью.

2. Вряд ли современные производители пластилина смогут столь же быстро разбогатеть, как удачливый американец в середине прошлого века. Но специалисты полагают, что рынок товаров для детского творчества весьма перспективен и открывает большие возможности перед новыми компаниями. И для этого есть ряд оснований. Во-первых, подобный вид продукции мало зависит от сезонных колебаний. Спрос на такие товары сохраняется на неизменно высоком уровне в течение всего года. Однако стоит заметить, что это не касается самого пластилина. Он входит в группу школьных товаров, поэтому в преддверии школьного сезона наблюдается резкое увеличение продаж на краски, цветную бумагу и пластилин. В другое же время в продажах пластилина наблюдается спад. С другой стороны, на стабильно высоком спросе на качественные товары для творчества никак не отразился даже экономический кризис. Это связано с тем, что родители даже в стесненных условиях снижают расходы на детские товары в самую последнюю очередь. Другой положительный фактор для активного развития рынка товаров для детского творчества – высокий уровень рождаемости в нашей стране с 2002 года по настоящее время. Сейчас количество детей в возрасте до 16 лет составляет в России свыше 34 миллионов. Так что можно быть уверенными в том, что в ближайшие годы этот сегмент будет лишь расти.

3. Пластилин входит в сразу две группы товаров для детского творчества. В первую очередь его относят к школьным товарам, которые используются учениками на уроках труда и рисования. Такие товары рассчитаны на массовый спрос и здесь преобладают отечественные производители – «Гамма», «Спектр», «Полион», «Невская палитра», Hatber и т. д. Кроме того, отдельные виды пластилина относятся к третьей группе товаров для более узкой аудитории. Они приобретаются для занятий детей творчеством дома или в учреждениях дополнительного образования (творческие мастерские, художественные школы и т. д.). Хотя, в целом, здесь покупатели отдают предпочтение продукции западных производителей, но в «пластилиновом» сегменте, по-прежнему, преобладают отечественные бренды, которые привлекают потребителей соотношением цены и качества.

Виды пластилина

1. Пластилин является самым популярным и распространенным материалом для лепки и одним из самых востребованных материалов для детского творчества. Хотя наиболее привычным нам является детский восковой пластилин в брусочках, этот материал имеет большое количество разновидностей. Традиционный пластилин отличается самой доступной ценой, но уступает по пластичности другим видам пластилина. Этот его недостаток ограничивает возможности для его использования на занятиях с детьми дошкольного возраста. Им просто не всегда хватает сил и терпения, чтобы размять кусочек пластилина до нужного для лепки состояния. Такой пластилин (как и все виды пластилина, предназначенных для детей) не содержит в своем составе вредных веществ (например, петролатума, получаемого в результате перегонки нефти). Восковой пластилин является разновидностью традиционного пластилина, но он имеет улучшенную формулу. Природный воск придает материалу повышенную пластичность без ухудшения других свойств, поэтому его можно использовать и детям дошкольного возраста.

2. Существует также скульптурный пластилин, который предназначен для более взрослой аудитории. Он лучше держит форму, нежели обычный материал, и позволяет прорабатывать даже мелкие детали скульптуры. Он применяется для скульптурной миниатюры и модельных работ, не оставляет пятен и не прилипает к рукам. Кроме того, его можно запекать в духовке. Для детей существуют специальные пластичные массы для моделирования (они легче, податливее и более насыщенные по цветам, нежели привычный пластилин), а также полимерная глина.

3. Полимерная глина заслуживает отдельного внимания, так как спрос на нее сейчас очень высокий. Она представляет собой пластичную массу, которая и по внешнему виду, и по тактильным ощущениям очень похожа на обычный пластилин. В ее составе есть пластификатор, который полностью впитывается в частицы материала основы при нагревании до температуры 100-130 градусов Цельсия (запечь его можно в обычном духовом шкафу). При высокой температуре происходит полимеризация, в результате чего материал становится очень твердым. Бывают также самоотвердевающие материалы, которые полимеризуются просто на открытом воздухе, становясь похожими на гипс или дерево. Запекаемая полимерная глина больше похожа на пластмассу, поэтому ее часто называют пластикой. В этом сегменте представлена продукция одного отечественного производителя из Санкт-Петербурга – Мурминской фабрики (бренд «Цветик»), но наибольшей популярностью пользуется пластика иностранных брендов Cernit (Германия), Fimo от немецкой компании Eberhard Faber, Kato PolyClay и Sculpey (оба бренда американские).

4. По специальной технологии производства изготавливаются плавающий пластилин, вес которого в несколько раз меньше обычного. Поэтому фигурки, вылепленные из такого пластилина, удерживаются на поверхности воды. В последнее время большим спросом пользуется шариковый пластилин, который состоит из мелких шариков, соединенных друг с другом особым клеевым раствором. Из него получаются очень необычные и легкие поделки. Правда, к минусам можно отнести непрочность материала.

5. Также на российском рынке представлены необычные виды пластилинов: флуоресцентные, прыгающие, перламутровый, светящийся в темноте и т. д. Для детей постарше предназначен так называемый «умный пластилин» (или хендгам – «жвачка для рук»). Это вещество на основе силикона, которое напоминает наощупь жевательную резинку, но обладает необычными свойствами: течет, рвется, ломается. Некоторые виды хендгама даже магнитятся, меняют цвет и светятся. Впрочем, умный пластилин похож на обычный лишь названием и к товарам для детского творчества не относится.

Производство пластилина

1. Привычный и знакомый всем с детства пластилин производится из двух основных компонентов – белой глины и парафина. Кроме того, для придания ему различных свойств и цветов в массу добавляется животное сало, озокерит (вещество, похожее на пчелиный воск), церезин (производное озокерита), вазелин, который предотвращает высыхание глины на открытом воздухе, цветовые пигменты, определяющие цвет будущего пластилина. Все эти компоненты перемешиваются в специальном котле. Потом масса остужается на ровной поверхности. А свой товарный вид пластилин приобретает в сминательной машине. Из этой машины пластилиновая масса выходит в виде знакомых всем брусков, которые работники укладывают в картонные коробки.

2. Из тех же компонентов с определенными вариациями состоят и другие виды пластилина (например, скульптурный). В них также входит пчелиный или горный воск (это и есть озокерит), различные наполнители и пластификаторы. В качестве наполнителей используются порошки сухой глины, серы и тальк. Бывает восково-глиняный скульптурный пластилин, восково-серный, озокерито-каолиновый. Их принцип производства аналогичен технологии изготовления обычного детского пластилина. В расплавленный воск или озокерит добавляют тонко промолотую глину или серу и порошковый пигмент. Вся масса тщательно перемешивается, после чего выливается тонким слоем на мокрую мешковину или толстую полиэтиленовую пленку и остужается. Остывшую массу пропускают через мясорубку, вследствие чего размельчаются осевшие в расплаве комочки непромешанной глины и пигмента. На следующем этапе массе придаются нужные пластические свойства. Полученный состав расплавляют, для мягкости в него добавляют машинное масло или технический вазелин. Если же ему, наоборот, нужно придать твердость, в массу замешивается картофельная мука или тальк. Затем она снова тщательно перемешивается, выливается на ровную поверхность, опять остужается и проверяется на мягкость, плотность и податливость.

3. Конкретное соотношение и состав компонентов при производстве пластилина напрямую зависят от требований, предъявляемых к конечному продукту и от его разновидности. Рынок товаров для творчества постоянно развивается. Производители все время пытаются опередить конкурентов и предложить потребителям нечто новое и оригинальное. Поэтому если вы нацелены на успех и хотите занять свое место в этом сегменте, ограничиться двумя-тремя самыми распространенными наименованиями продукции не получится. Хотя производство обычного пластилина не требует больших затрат, в том числе и на разработку рецептуры, придется вложить немало средств в создание новых продуктов. Для этого вам потребуются высококвалифицированные специалисты (химики, технологи), специальное оборудование для производства продукции в больших объемов, различные рецептуры изготовления пластилина, транспорт для перевозки сырья и готовой продукции, штат работников на предприятии. Найти специалистов по производству пластилина будет нелегко. Дело в том, что в России существует не так уж много предприятий, где производится такая продукция. Проблему нехватки кадров большинство из них решает просто: нанимают выпускников химических факультетов и обучают их всем премудростям своего дела. Текучка на таких предприятиях тоже небольшая: опытным работникам просто больше некуда идти. Поэтому единственный вариант поиска сотрудников: самому быть экспертом в этом деле (или иметь хотя бы одного такого специалиста в штате) и тратить немало времени на обучение новичков. Плюсом такого варианта работы является определенная экономия на заработных платах: работнику, который находится на обучении и испытательном сроке и не имеет большого опыта, платят обычно немного.

4. Другая сложность состоит в поиске оборудования. В нашей стране не продается специальное оборудование для производства пластилина. Во-первых, это не самый популярный продукт, а, во-вторых, это оборудование не относится к разряду дорогостоящих и много на его продаже не заработаешь. Однако такое оборудование можно изготовить под заказ. Стоимость одной такой линии высокой производительности для изготовления пластилина составляет около 300-350 тыс. рублей. Если повезет, то можно найти и подержанное оборудование, правда, его состояние, скорее всего, будет плачевным, что сведет всю экономию к нулю.

5. Производители пластилина сталкиваются и с другими сложностями. В частности, они не в состоянии установить рекомендуемую цену на товар вследствие одной из особенностей канцелярского рынка нашей страны – слишком длинной цепочки от производителя к конечному потребителю. В результате этого пластилин с копеечной себестоимостью продается в магазинах по завышенным ценам. Пластилин считается расходным материалом и, в теории, на каждые два-три занятия стоило бы приобретать новую упаковку. Но из-за высокой розничной стоимости продукции родители экономят и пытаются растянуть использование одной упаковки на весь учебный год.

6. Как уже выше упоминалось, пластилин – продукция сезонного спроса, в отличие от многих других товаров для творчества. Пик оптовых продаж приходится на апрель-июнь. В принципе, товары для лепки востребованы в течение всего года, но наиболее большой спрос на них наблюдается перед первым сентября, поэтому оптовые компании формируют товарные запасы преимущественно весной. Сезонные колебания в продажах нивелируются широким ассортиментом продукции для лепки (пластики, необычные виды пластилина, глина и пр.). Кроме того, многие производители выпускают также вспомогательные инструменты: доски, стеки, формочки, фартуки, творческие наборы с пластилином, обучающие пособия. Мелкие компании заказывают их производство на стороне, так как не в состоянии закупить все необходимое оборудование. Наборы для творчества приносят производителям пластилина немалую прибыль. В них входит не только сам материал для лепки, но и формочки, стеки, пленки для защиты рабочей поверхности, подробные инструкции и т. д. С помощью набора можно сделать оригинальную фигурку, картину из пластилина, макет и т. д. Себестоимость такого набора составляет до 100 рублей, а в рознице он продается с наценкой 100-200 %. При этом для его производства не требуется больших расходов. Многие компании даже не берут в штат художников, которые занимаются разработкой макетов для коробки или придумывают новую поделку, а работают с ними по договору. В отличие от обычного пластилина наборы для творчества на его основе не относятся к школьным товарам, поэтому пользуются неизменно высоким спросом в течение круглого года. Их покупают для детей от трех до двенадцати лет (в зависимости от сложности поделки).

7. Как в случае с любой другой продукцией, предназначенной для детей, большая часть успеха напрямую зависит от грамотного продвижения. Как правило, потребительские свойства пластилина той или иной торговой марки мало чем отличаются от продукции конкурентов, и производители не в состоянии регулировать розничные цены, поэтому здесь есть два пути: продвигать бренд (такие расходы будут оправданы при широком ассортименте) или же привлекать покупателей яркой упаковкой с изображением любимых детьми персонажей.

8. Общие расходы на открытие собственного производства пластилина составляют по примерной оценке от 500 тыс. рублей (в эту сумму входят аренда, покупка оборудования, изготовление упаковки, заработная плата работникам на первые три месяца работы). Заниматься закупкой сырья и организацией сбыта готовой продукции в первое время можно самостоятельно. Сроки окупаемости зависят от ассортимента, от рынка сбыта (региональный или общероссийский), от методов продвижения и политики ценообразования. По различным данным они могут составить от 9 месяцев до 1,5 лет.

Оцените пост