Одним из популярных способов начать бизнес в индустрии красоты является открытие массажного кабинета. Это обусловлено сравнительно небольшими стартовыми вложениями, значительным покупательским спросом и практически полное отсутствие крупных игроков в данном сегменте и, как следствие, незначительный уровень конкуренции.
Массажный кабинет может позиционироваться как оказывающий только медицинские услуги для улучшения состояния здоровья, или как подразделение салона красоты, спа-салона, спортивного клуба или сауны. Массаж, как бизнес может приносить хорошую прибыль, при правильной организации деятельности, и активной рекламной кампании.
Перечень основных шагов
Перечень основных шагов для открытия массажного кабинета:
определение основной целевой аудитории, кто является нашими клиентами, их основные потребности и интересы;
изучение выбранного сегмента рынка – основных конкурентов, возможности развития;
формирование перечня услуг массажного кабинета, исходя из потребностей целевой аудитории и конкурентной среды;
определение необходимых документов, в том числе получения специальных лицензий;
поиск подходящего помещения;
закупка необходимого оборудования;
подбор персонала;
организация мероприятий по продвижению.
1. Определение целевой аудитории
1. Перед тем, организовывать массажный бизнес, необходимо определить свою основную целевую группу, то есть своих потенциальных клиентов. Клиенты, посещающие массажиста по медицинским показаниям, могут приезжать и из других районов города, если их устраивает уровень обслуживания. Для клиентов, заказывающих услугу для ухода за собой или просто для релаксации, важнее нахождение салона поблизости с домом.
2. Примерный портрет целевой аудитории в зависимости от основной концепции и ценовой политики:
При открытии элитного массажного салона с широким перечнем услуг, включающим и мануальную терапию, и скульптурный массаж потенциальными клиентами будут люди с высоким доходом. Для такого уровня бизнеса необходимо арендовать помещение в элитных районах, или центре города, активно рекламироваться в СМИ, нанимать только высококлассных профессионалов (в.ч. числе и зарубежных специалистов).
Клиентами салона, доступного среднему классу, оказывающего услуги лечебного и расслабляющего массажа, будут работающие люди в возрасте 25-45 лет (профессии, которые предполагают сидячий образ жизни и проблемы с позвоночником); дети школьного возраста; пациенты местной поликлиники, которым назначена реабилитация и пр. Такие кабинеты лучше всего организовывать в спальном районе.
Для салона, который предоставляет услуги косметологического и скульптурного массажа, основными клиентами будут женщины 30-55 лет, домохозяйки и работающие, проживающие в районе расположения салона.
2. Изучение конкурентной среды
Следующим шагом является оценка конкурентов, включающих не только салоны, оказывающие исключительно услуги массажа, но и спортивные клубы, салоны красоты, сауны и пр., которые в своем штате имеют массажиста. Оценивать конкурентов необходимо по перечню услуг, ценовой политике, сервису, удобству месторасположения. Важно также продумать, чем можно привлечь и удержать клиентов, свое уникальное предложение и перспективы развития.
3. Вид оказываемых услуг
Массаж оказывает общеукрепляющий эффект на организм, способен ускорять процесс восстановления тканей, приводит в норму суставы, удаляет отеки и спайки.
1. Исходя из целей процедур, выделяют такие виды массажа:
Лечебный массаж оказывает общее или локальное влияние на организм, назначается при целом перечне заболеваний, имеет свои показания и противопоказания.
Гигиенический – применяется для профилактики заболеваний, сохранения работоспособности, усиливает лимфо- и кровообращение, нормализует психоэмоциональное состояние.
Спортивный – используется для сохранения спортивной формы и физического совершенствования, для устранения утомляемости и восстановления сил при спортивных тренировках и соревнованиях.
Косметический – проводится для открытых участков тела с целью улучшения состояния кожи.
По степени влияния на организм различают такие виды:
2. классический;
сегментарно-рефлекторный;
точечный;
другие виды массажа.
Общероссийский классификатор услуг, предоставляемых населению ОК 002-93, который утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации 28.06.1193 № 163 указывает на то, что массаж может проводиться в банях, парикмахерских и делится на следующие виды:
3. массаж;
массаж лица и шеи;
гигиенический массаж;
комплексный уход за кожей лица;
массаж ног.
Стандартный перечень массажного кабинета, имеющего лицензию на осуществление медицинской деятельности:
4. лечебный массаж (лицензия требуется);
массаж соединительный (лицензия требуется);
точечный массаж (лицензия требуется);
сегментарно-рефлекторный массаж (лицензия требуется);
общеукрепляющий массаж (лицензия не требуется);
косметический массаж (лицензия не требуется).
По оценкам экспертов, самыми популярными являются релаксационные и антицеллюлитные программы, и составляют около 70% всего объема прибыли. Также востребованы йога, тайские методики, цигун и пр.
4. Документы для открытия массажного кабинета
1. Лицензия
Получение специальных лицензий на оказание услуг по массажу необходимо в случае, если будет проводиться лечебный массаж, мануальная терапия или дополнительные терапевтические услуги. Приказом № 238 от 26.07.02 «Об организации лицензирования медицинской деятельности» Министерства Здравоохранения Российской Федерации приведен весь перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию.
Общероссийский классификатор продукции ОК 034-2007 (КПЕС 2002), который введен в действие Приказом Ростехрегулирования 22.11.2007 № 329-ст, деятельность массажных кабинетов и медицинскую деятельность разграничивает, то есть не включает услуги лечебного массажа.
2. При этом отраслевой классификатор «Простые медицинские услуги» ОКПМУ 91500.09.0001-2001, который утвержден приказом Минздрава России 10.04.2001 № 113, отдельной группировкой 21 относит некоторые виды массажа к медицинским услугам.
То есть для определения необходимости получения лицензии, нужно, прежде всего, определить перечень услуг массажа, и их принадлежность по классификатору.
3. Важно: лицензия на массажный салон при оказании услуг по общеукрепляющему и косметическому (расслабляющему) массажу не требуется.
Организационно-правовая форма, коды ОКВЭД
Если в массажном кабинете будет организовывать несколько учредителей, специалистов, оптимальной организационно-правовой формой для открытия будет общество с ограниченной ответственностью. Если планируется, что собственник будет один, то правильнее будет зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель.
4. Группировка ОКВЭД для предоставления различных массажных услуг:
85.14.1 – деятельность среднего медицинского персонала в области лечебного массажа, лечебного ухода за ногами, мануальной рефлексотерапии, иглоукалывания и пр.; данная группа подходит ведения деятельности лечебных клиник при предприятиях, рабочих организациях и других объединениях, частных консультационных кабинетах, а также на дому пациента, или в других местах
93.02– косметический массаж лица, макияж, маникюр, педикюр; в эту группу также входят парикмахерские услуги
93.04 – физкультурно-оздоровительная деятельность; в эту группу входит деятельность массажных кабинетов, салонов для снижения веса и похудения; соляриев, саун, центров физической культуры и др.
Выбор системы налогообложения
5. В качестве системы налогообложения для массажного салона оптимально выбрать патентную систему налогообложения, если деятельность осуществляется индивидуальным предпринимателем, или ЕНВД если выбрано организационно-правовая форма «Общество с ограниченной ответственностью».
Способ ведения налогового учета
Наиболее эффективным способом ведения бухгалтерского учета является либо самостоятельно, либо передаче его на аутсорсинг. Прием штат отдельного бухгалтера актуален либо при большем количеств работников (более 7 массажистов в смене), либо при количестве массажных кабинетов более трех.
Фабрика Манимейкеров рекомендует начальном этапе становления бизнеса и до приема на работу бухгалтера вести налоговый учет самостоятельно при помощи онлайн-сервиса «Мое Дело».
Организационные документы
Для начала бизнеса необходимо заключать такие договора:
договор аренды помещения;
договор на вывоз и утилизацию ТБО (твердых бытовых отходов);
договор о проведении установленных систем вентиляции и кондиционирования;
договор на вывоз, утилизацию люминесцентных ламп.
Также нужно будет заключение пожарной службы и санэпидемстанции о месте (кабинете), оформление документов на химчистку и стирку спецодежды сотрудников, журнал учета дезинфицирующих средств.
5. Требования к помещению массажного кабинета
1. Нормативные требования
Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, массажный кабинет должен отвечать таким требованиям:
на каждого из работников должно быть отведено не менее 8 квадратных метров, необходимо также обустройство дополнительного помещения для приема клиентов;
помещение должно быть отапливаемым и оснащенным вентиляцией для регулярного проветривания;
необходимо наличие санузла;
освещение должно быть установлено таким образом, чтобы свет попадал на клиента под углом, для комфортной работы массажиста;
стены нужно будет отделать плиткой или моющими обоями, для регулярной влажной уборки и дезинфекции, пол – покрыть линолеумом или другим материалом, который легко моется.
Правила эффективного размещения
2. Для коммерческой эффективности работы массажного кабинета, помещение должно отвечать таким требованиям:
размещение в местах нахождения целевой аудитории – в спортивных или фитнес-центрах, возле медицинских учреждений, салонов красоты и пр.;
если кабинет будет располагаться в жилом доме, то предпочтительное размещение – на первом этаже, с отдельным входом;
наличие современного ремонта будет дополнительным преимуществом, иначе его придется делать владельцу кабинета.
6. Оборудование
1. Перечень необходимого специализированного оборудования для кабинета массажа:
массажные столы (кушетки);
массажные кресла;
массажный столик.
Стандартная ширина массажных столов составляет 550-600 мм, длина – 1800-1900 мм, высота варьируется, в зависимости от роста массажиста (высота устанавливается таким образом, чтобы пальцы рук в опущенном состоянии касались горизонтали стола, без необходимости наклоняться или работать на полусогнутых ногах). Для кушеток необходимы также 1-2 упругих валика (диаметром около 150 мм, размеров 500-600 мм), для того, чтобы придать конечностям физиологическое положение при процедурах. Рекомендуется также приобрести складную переносную кушетку, для возможности выездного индивидуального обслуживания.
2. Массажные кресла используются для проведения процедур в сидячем положении пациента. Такое оборудование должно быть удобным, имеющее полумягкие спинку и сиденье, съемный подголовник (для массажа лица, головы и шеи).
Невысокие полумягкие столики используются для массажа рук, стандартные размеры – 300*500 мм, высота регулируется.
3. Мебель, которая необходима для кабинета массажа:
шкаф для хранения халатов и полотенец;
стеллаж для хранения специальных масел и косметологических средств;
вешалка для одежды;
ширма;
стол и стулья.
Для стирки полотенец необходимо также приобрести компактную стиральную машинку.
7. Персонал
Требование к персоналу массажного кабинета:
специализированное образование, опыт работы;
владение методиками проведения массажных приемов, воздействие каждого из них, показания и противопоказания,
знание анатомии и физиологии человека, клинические проявления болезни.
Квалифицированный специалист может обслуживать 7-8 человек в день. Заработная плата массажиста обычно складывается из процента стоимости сеансов.
8. Способы продвижения массажного салона
Один из главных способов привлечение посетителей в массажный кабинет (салон) это выбор для него правильного наименования.
Название массажного салона должно соответствовать виду деятельности, быть запоминающимся и легким. Оптимальным будет включение слова «массаж» или «массажный салон» в название, так как размытость и неясность будет снижать эффективность наружной рекламы. Будет правильным намекнуть на то, что массаж является залогом здоровья и красоты: «Лечебный массаж», «Источник здоровья и красоты» и пр.
Перечень рекламных мероприятий
1. Заключение партнерских соглашений с салонами красоты, спортивными и фитнес-клубами, саунами, по обмену клиентами (общение о сотрудничестве необходимо проводить с теми компаниями, которые не предлагают подобных услуг);
размещение в местной газете рекламных объявлений с перечнем услуг, и контактными данными;
изготовление наружной рекламной вывески, которая не обязательно должна быть световой; небольшие размеры и лаконичность информации будут оптимальными;
печать рекламных листовок, с указанием перечня услуг, можно с фотографиями с результатом ДО и ПОСЛЕ (например, при антицеллюлитном массаже), картой-схемой расположения кабинета, при необходимости наличия лицензии – ее номер и дату выдачи.
создание группы Вконтакте с контактными данными, множеством фотографий кабинета и профильной текстовой информации.
Как и в других видах деятельности по оказанию услуг населению, самым эффективным рекламным средством будет «сарафанное радио», поэтому очень важно поддерживать высокий уровень обслуживания, учитывать потребности клиентов, их пожелания и замечания.
2. Для снижения затрат по печати и распространению рекламных листовок можно объединиться с партнерами, оказывающими сопутствующие услуги и другие, которые связаны со здоровьем и красотой – спортивными клубами, салонами красоты, медицинскими клиниками. На одной стороне можно отпечатать рекламу массажного кабинета, на другой – партнера.