Банк бизнес идей
 
Бизнес идея: Курсы сомелье

Бизнес идея: Курсы сомелье

1. Винная культура в России не столь развита, как в странах западной Европы, однако постепенно люди начинают приобщаться к ней. В любом хорошем ресторане имеется свой сотрудник, основной задачей которого является проведение дегустаций и консультаций по поводу выбора вина, и нужно сказать, что работа сомелье становится всё более популярной и престижной. Однако специальных учебных учреждений, которые готовят специалистов этого направления не так много, в связи с чем люди, желающие работать по этой профессии, обращаются в коммерческие организации, подготавливающие мастеров. При этом курсы сомелье становятся интересны не только тем, кто желает освоить профессию, но и простым людям, желающим разбираться в благородных напитках. В связи с этим открытие курсов сомелье может стать очень перспективным и выгодным бизнесом.

2. Уровень конкуренции в данном направлении в больших городах уже достаточно высок, в малых городах спрос на рынке труда на сомелье остаётся низким, поэтому там нет смысла начинать бизнес на обучении таких сотрудников. При этом подавляющее большинство работающих школ сомелье представляют собой достаточно серьёзные организации, которые предоставляют очень высокое качество образовательных услуг, и новичку не удастся открыть мелкую дешёвую школу и пытаться таким образом привлечь к себе обучающихся. Здесь изначально стоит рассчитывать на серьёзный подход к делу и развивать мощную маркетинговую кампанию, нужно будет заработать очень хорошую репутацию, прежде чем получится зарабатывать нормальную прибыль. Если школа получит негативные отзывы или просто окажется по уровню даже немного хуже конкурентов, то почти наверняка её ждёт закрытие. Вообще оптимально, когда такой бизнес начинает человек, уже имеющий сам опыт работы сомелье или который просто неплохо разбирается в вине и, что ещё лучше, имеет немало знакомых и связей в сфере ресторанного бизнеса своего города. Для того, чтобы быть успешным, придётся сотрудничать со всеми элитными заведениями питания своего населённого пункта, и тут очень и очень многое зависит от самого предпринимателя (или представителя школы) и его умения договариваться с людьми.

3. Для работы нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Регистрировать индивидуальное предпринимательство есть смысл только в том случае, если школа проводит непрофессиональное обучение, то есть не гарантирует обучающимся трудоустройство, а просто рассказывает им о вине, проводит дегустации, но не выдаёт никаких документов государственного образца, подтверждающих квалификацию выпускника. Есть, конечно, вариант обучать людей самостоятельно, то есть преподавателем винной культуры станет сам предприниматель, и никто, кроме него, не будет вести обучение; тогда можно получить образовательную лицензию, но на практике такой подход не имеет перспектив. То есть фактически остаётся лишь вариант регистрации юридического лица, и тут лучшей формой будет общество с ограниченной ответственностью. Ему доступна упрощённая система налогообложения, зарегистрировать такую компанию относительно просто (по сравнению с регистрацией публичных компаний), да и на регистрацию не потребуется слишком много времени и сил – больше, чем при оформлении ИП, но не критично для малого бизнеса. Однако регистрация в налоговом органе – это только начало, далее необходимо получить образовательную лицензию. Тут нужно обращаться в Министерство в сфере образования и науки. Получение образовательной лицензии позволит легально заниматься деятельностью, хотя наличие у школы лицензии не гарантирует выдачу обучившимся документа государственного образца. Чтобы Министерство образования рассмотрело заявку нужно иметь в штате сотрудников, которые обладают соответствующим образованием и квалификацией, необходимо располагать собственным помещением, которое соответствует стандартам, и оборудованием.

4. Вообще для решения этого вопроса лучше обратиться в специализированную юридическую контору, потому что, доплатив в среднем 20 тысяч рублей (сумма средняя, может быть значительно больше в зависимости от конторы и сложности получения лицензии в регионе), можно решить вопрос сразу без многократного обращения. Далее нужно пройти аккредитацию своего учебного заведения, но её можно пройти только через пять лет своей деятельности и при первым выпуске обучившихся. Контролирующий орган оценит качество образования и на основании этого выдаст (или не выдаст, если пройти не удалось) свидетельство об аккредитации. Только после этого школа станет полноценным учебным учреждением, которое готовит специалистов, имеющих возможность работать по профессии. Время до выдачи свидетельства об аккредитации самое сложное, потому что мало людей захочет учиться без получения в итоге заветного диплома. Поэтому придётся снизить стоимость обучения и напрямую сотрудничать с потенциальными работодателями, чтобы трудоустраивать своих выпускников, ручаясь за качество их образования. Связи очень важны на этом этапе. Зато потом школа будет иметь отличную репутацию, и в неё пойдёт значительное количество людей.

5. Далее необходимо найти помещение для работы, причём наиболее оптимально располагаться в центральных районах города. Это приведёт к относительно высокой стоимости аренды, но зато позволит привлечь максимально возможное количество клиентов, хотя, если в городе нет вообще подобных школ, то вопрос местоположения будет не столь критичным. Для выполнения своей деятельности необходимо располагать несколькими помещениями, в которых и будут происходить занятия, хотя здесь есть несколько вариантов. К примеру, если открывать школу на базе какого-либо ресторана, то нужно иметь дополнительно для школы небольшое помещение для проведения лекций, в то время как дегустации будет возможно проводить именно в самом ресторане. Некоторые школы проводят дегустации непосредственно на территории поставщика вин, таким образом сокращая необходимые для своей работы мощности. В связи с этим может хватить маленького помещения – то есть простой лекционной аудитории и небольшого административного корпуса, которые можно разместить на 50 м2, стоимость аренды такого помещения начинается примерно с 30 тысяч рублей в месяц, хотя эта сумма может быть как несколько меньше, так и значительно больше в зависимости от местоположения и оснащённости. Также нужно заметить, что необходимо приобрести хотя бы простое холодильное оборудование для хранения вина, одного специального шкафа хватит, чтобы на небольшое время хранить вино. В общем за 100 тысяч рублей можно оснастить школу необходимым оборудованием, потом что для работы не нужны даже компьютеры, всё решают именно преподаватели. В дополнение своя школа должна быть очень хорошо выглядеть, подобное заведение должно быть на определённом уровне, и вполне вероятно, что нужно будет создать свой дизайнерский проект помещения. Если предприниматель не имеет возможности самостоятельно заняться этим вопросом, то ему стоит обратиться в специализированную студию для проектирования. Стоимость услуг дизайнеров начинается от 1,5 тысяч рублей за один квадратный метр, поэтому для 50 м2 цена составит 75 тысяч рублей.

6. Чтобы обеспечить проведение дегустаций, нужно приобретать необходимое количества вина, при этом даже в случае большого количества людей не нужно слишком много продукции. К вину в некоторых случаях приобретаются некоторые другие продукты, и именно знающие сомелье, которые и будут заниматься преподаванием, помогут в решении этого вопроса. В любом относительно крупном городе имеются поставщики элитного алкоголя, только вряд ли удастся приобретать вино по оптовым ценам. Стоимость бутылки вина, которое используется в дегустации, может сильно различаться, если предполагается дегустировать вплоть до российских вин, то минимальная стоимость – 1 тысяча рублей. Максимальная – до нескольких десятков тысяч, коллекционное вино, которое существует только в нескольких экземплярах, приобретать не придётся, и даже слишком дорогой алкоголь приобретается в очень малых количествах. Но именно из-за него стоимость обучения обычно бывает очень высокой. Открытая на базе ресторана школа обычно не имеет проблем с поставками, но простому учреждению необходимо наладить поставки, найдя предварительно поставщика. Сумма, которая затрачивается на проведение занятий (именно которые предполагают дегустацию вин) в связи со всем этим сильно отличается, и обычно рассчитывается сразу на весь курс, после чего формируется стоимость самого обучения. Вообще значительную часть стоимости обучения составляет также величина заработной платы. Сложностью может стать и получение хорошего алкоголя, потому что некоторые сорта вин в Россию не поступают, и нужно заказывать их непосредственно из-за границы, оплачивая таможенные пошлины и транспортные расходы. И если есть потребность в покупке большой партии, то для хранения нужно соответствующее оборудование – не дешёвое. Кстати, можно работать от имени какого-нибудь крупного производителя, продвигая попутно именно его продукцию, тогда можно рассчитывать на экономию при открытии своей школы и некоторую поддержку своей деятельности.

7. Далее нужно позаботиться о поиске людей, которые будут проводить занятия. При этом школа сомелье не просто готовит людей, разбирающихся в вине, но и даёт знания об алкогольных напитках вообще, готовит кавистов и просто проводит дегустации. На этом, кстати, тоже можно зарабатывать, предлагая компаниям, которые поставляют или производят алкоголь, своё место для проведения конференций. И для всего этого нужны хорошие специалисты. Если предприниматель сам хорошо во всём этом разбирается, то он может в первое время справиться и сам, в ином случае – нанять хотя бы одного сомелье. Получает такой специалист от 25 тысяч рублей в небольших городах, но в мегаполисе хороший сомелье, который при этом ещё и ведёт курсы, зарабатывает примерно в 2 раза больше. Также нужны будут люди на администраторские и организационные должности, тут уровень зарплат начинается с 20 тысяч рублей, и нужно будет хотя бы 2 человека. В дальнейшем при расширении своего бизнеса необходимо находить новых специалистов, которые будут вести курсы, хорошая школа может одновременно проводить несколько занятий, что требует привлечения многих сотрудников.

8. В целом даже хорошую школу можно открыть за сумму в пределах 500 тысяч рублей, однако в первое время нельзя рассчитывать на прибыльный бизнес. Всё связано с тем, что первые месяцы работы будут направлены на привлечение людей, и на маркетинговую кампанию потребуются дополнительные средства. Создать свой сайт зачастую недостаточно, потому что помимо информации о себе нужно располагать возможностями для клиентов; особенно это касается школ, которые выступают именно как образовательное учреждение. Некоторые школы также предполагают посещение других стран, то есть туризм по местам традиционного производства вина, и тут нужно уже находить туристические компании, которые готовы работать по партнёрским программам. Правда, такие услуги есть только в самых дорогих школах.

9. Важная «услуга» многих школ – помощь в трудоустройстве, особенно это касается учебных учреждений, которые не имеют аккредитации. Зная большое количество владельцев ресторанов, можно гарантировать своим ученикам возможность устроиться на работу по полученной специальности. Но тут в любом случае даже при очень хороших связях может быть затруднительно получить возможность устроить всех, потому что профессия сомелье не слишком востребована как официант и даже бармен, и обычно ресторан обходится одним сомелье. И многие из них не желают покидать своё место работы. То есть может быть отсутствие спроса на рынке труда на таких специалистов, и тут школа может искать партнёров в других городах, предлагая своим ученикам трудоустройство с переездом. Однако такая схема непопулярна.

10. В целом, школа, которая готовит профессионалов, должна всё же привлекать и просто людей, желающих овладеть профессией для себя, не желая работать по ней. Только тогда можно рассчитывать на достаточное количество людей и хорошую прибыль. Тут нужно сказать, что быть сомелье становится модно, и многие обеспеченные люди желают начать заниматься изучением этой науки. В связи с этим делать акцент при продвижении своих услуг стоит на них. Вообще продвижению немало поможет именно «сарафанное радио», пока не будет хорошей репутации, слишком много обучающихся в школе тоже не будет. Впрочем, сомелье могут работать не только в сфере обслуживания, но и производства вина, поэтому некоторые заводы заинтересованы в поиске таких сотрудников.

11. Стоимость обучения сильно отличается в зависимости от программы, многое зависит, как уже было сказано, от дегустаций, но в среднем стоимость курса, который рассчитан на 2-3 месяца, составляет 40 тысяч рублей. Группа от 5 человек обычно покрывает только расходы, иногда требуется значительно больше людей (ведь сумма обучения делится на эти 2-3 месяца), чтобы получать прибыль нужно набирать несколько групп или делать одну группу очень большой. В целом, многие школы получают признание и начинают хорошо зарабатывать только через несколько лет, хотя здесь есть множество факторов, которые сказываются на успехе, и есть вероятность того, что школа начнёт приносить прибыль уже в первое же время работы. Рассчитывать на это не стоит, и поэтому нужно постоянно развиваться и улучшать свой сервис.

Оцените пост

Добавить комментарий

Войти с помощью: