Макароны — продукт, любимый всеми, у кого нет достаточно времени на готовку. Кроме того, они считаются лучшим гарниром для множества блюд.
По оценкам специалистов, спрос на макароны будет устойчиво расти в течение следующего десятилетия. Производство макарон как бизнес перспективно для новых предпринимателей, даже несмотря на высокую конкуренцию в сфере. Из данной статьи читатель узнает, как начать свое дело. Мы составим детальный бизнес план и приведем экономические расчеты окупаемости.
Что относится к макаронным изделиям?
Макаронные изделия распределены на несколько классов.
1. По сортам пшеницы (группы).
твердая пшеница высшего, 1-го и 2-го сортов.
мягкая пшеница высшего и 1-го сортов.
пшеничная хлебопекарная мука 1-го и 2-го сортов. Считается мягкой.
2. По форме и размеру.
Длинные (спагетти, фузилли).
Короткие (лапша, бантики, рожки, трубчатые макароны).
Для супов (вермишель, звездочки).
Для запекания.
Фигурные.
Очень популярны макароны твердых сортов. В отличие от мягкосортовых они не развариваются в кипящей воде, подходят для диетического питания.
Бизнесмену нужно выбрать, какие товары он будет производить — какой формы и цены. Затем подобрать рецептуру и купить насадки для формовки изделий.
Сегментация рынка макаронных изделий
4 категории макаронной продукции, представленной на российском рынке:
Нижняя. К ней относятся продукты группы В эконом-класса. Изделия производят из муки первого и второго сортов. Эти товары заполняют до 30% рынка.
Средняя. Макароны изготавливают из мягкой пшеницы группы Б (стекловидное зерно). Продают в упаковках весом от 0,4 до 1 кг. Доля этих продуктов — порядка 20% рынка.
Средняя-плюс. Используют твердые сорта группы А. Это продукты высокого качества и разумной цены, они занимают крупную долю российского рынка – более 35%.
Премиум. Высококачественные макароны из высших сортов пшеницы группы А. Эту долю занимают по большей части зарубежные компании, хотя есть и российские изготовители. Доля на рынке РФ – не более 15%.
Краткий анализ отрасли и целевой аудитории
По оценкам за 2017 год, россияне съедают за 12 месяцев до 9 кг макарон и пасты. Потребители питаются в основном отечественным продуктом – более 96% всех товаров на рынке сделано в РФ.
Из года в год объем потребления макаронных изделий в стране растет. В 2017 году рост составил 9,4% к 2016-му, в фактическом объеме достиг почти 1270 тыс. т. На экспорт отправляется немного (около 2%). Большая часть потребляется внутренним покупателем. Наибольшие доли в региональной структуре потребления занимают Центральный и Приволжский федеральные округа.
По прогнозам, до 2025 года рынок макаронных изделий продолжит расти, как минимум, на 2% ежегодно. Ожидается, что российская экономика преодолеет кризис, что также оживит потребительский спрос.
Технология производства макаронных изделий
Производство макарон ведется по стандартной технологической схеме.
Мука просеивается и прогревается. Замешивается тесто, на этом же этапе в массу добавляют остальные ингредиенты.
Тестовая масса уплотняется при помощи шнекового пресса и обдувается (подсушивается) вентилятором.
Тесто нарезается на формы, которые раскладываются на противень.
Макаронные изделия обрабатываются в сушильном шкафу, уровень влажности снижается до 20%. После товар дополнительно подсушивается в картонных упаковках до 13%.
Готовый продукт принимается технологом, после макароны отправляют на фасовку в упаковочный автомат.
Далее основные стадии производства опишем подробнее.
Подготовка и просеивание муки
На первом этапе основной ингредиент просеивается, очищается от инородных тел, которые могли случайно в него попасть. Помимо традиционного просеивания проводится магнитная очистка. Магниты извлекают из муки металлические примеси, оказывающиеся там в ходе ее производства и перевозки.
После проводится смешивание партий муки. В процессе используется сырье только одного (выбранного) сорта. Смешение позволяет добиться необходимой консистенции сырья в соотношении с уровнем его влажности. Это помогает предотвратить сбои станков и обеспечить высокое качество товара. Смешивать партии муки рекомендуется даже при низкой влажности воздуха на складе.
Приготовление и формование теста
Макаронное тесто готовить легко, это самый простой вид теста. Для производства требуются лишь мука и вода. Как добавки применяют яичный порошок, различные красители. Однако добавки повышают себестоимость производства, их использование экономически целесообразно.
Тесто готовится в тестомесителях. Сначала оно имеет крошкообразную структуру, потом прессуется при помощи вакуумных прессов, превращается в однородную массу. По ходу обработки из нее удаляют пузырьки воздуха, тесто получается плотным и подходящим для дальнейшей разделки. На этом этапе его можно умеренно подогревать — тогда тесто станет пластичным, удобным для нарезки.
Разделка, упаковка и хранение
Готовое тесто обдувается вентилятором. Оно подсушивается, из него выходит лишняя влага. Оно нарезается на макароны в соответствии с формами насадок.
В сушильном прессе раскладываются уже отдельные изделия, которые также сушатся, обдуваются. За счет этого из них удаляется влага, снижается риск слипания в упаковке. После этого макароны в течение продолжительного времени высушиваются на транспортерных сушилках.
Процесс сушки необходимо организовать правильно, поскольку при нарушении технологии заготовки могут испортиться. При излишне сильной сушке макароны растрескаются и деформируются, при слишком длительной произойдет их закисание.
Перед фасовкой готовый продукт выдерживается около 5 часов в картонных коробках, далее пакуется, отправляется на хранение, после – на реализацию.
Чтобы запустить бизнес, нужно знать какой нужен начальный капитал