1. В цветочном сегменте вендинг – достаточно молодое направление. И если в США, некоторых европейских странах и Японии автоматы по продаже букетов, появившиеся на рынке в 1989 году, хоть и не часто, но можно встретить, в России подобный бизнес только начинает свое победное шествие.
2. Пионером отрасли по праву можно назвать изобретателя и предпринимателя из Новосибирска Павла Морозова. В 2011 году его автомат, носящий гордое имя«Флоромат» вошел в десятку лучших стартапов по версии журнала Forbes, а на Всероссийском конкурсе «Бизнес Успех» в том же году занял второе место.
3. Флоромат, серийным производством которого на сегодняшний день занимается ООО «Ньютек» – это, безусловно, инновационный продукт. Российскому предпринимателю удалось разработать абсолютно уникальный автомат, принцип выдачи товара в котором не имеет аналогов во всем мире. Доставка букета покупателю полностью автоматизирована, при чем цветы никуда не падают, не выталкиваются, а значит, и не повреждаются. А покупателю, чтобы взять оплаченный товар, достаточно просто протянуть руку.
4. Главная сложность создания автомата, продающего живые цветы – требовательность самого товара к температурному режиму, влажности и освещенности. Конструкторы ООО «Ньютек» великолепно справились с задачей: Флоромат поддерживает заданный микроклимат, снабжает букеты необходимым количеством воды, сохраняя цветы свежими на протяжении 1-2 недель.
5. Инновационная составляющая присутствует и в маркетинговой стратегии. Так, покупка цветов практически всегда носит импульсивный характер, и круглосуточный режим работы, не рентабельный при традиционном методе продаж, в вендинге приносит ощутимые дивиденды. Кроме того, сам товар можно внимательно рассмотреть еще до покупки, что невозможно, например, при заказе в интернет-магазине.
Целевая аудитория
6. Для того, чтобы определить наиболее удачные места размещения, стоит задуматься о том, кто же является покупателем цветов. Основная целевая аудитория – это мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, и женщины от 30 до 45. Первые покупают цветы не только в праздники, но и отправляясь на свидание с девушкой, возвращаясь домой и желая порадовать жену, встречая дорогого человека в аэропорту. Вторые часто приобретают букеты просто для украшения офиса или дома, а также для того, чтобы преподнести их любимому артисту в театре или концертном зале.
7. На основании этого можно сделать вывод, что флороматы принесут своему владельцу наибольшую прибыль в:
— аэропортах и на вокзалах;
— театрах и в концертных залах;
— торговых центрах;
— демократичных ресторанах;
— студенческих городках;
— цветочных магазинах.
Последний вариант размещения может показаться бессмысленным. На самом деле, сочетание формата осуществления покупки всегда идет на пользу бизнесу. Продавец может помочь составить оригинальный букет, дать квалифицированный совет, но, когда букет нужен срочно или общение с кем-либо не входит в планы покупателя, Флоромату – нет равных!
Плюсы и минусы
1. В целом, бизнес на построении вендинговой сети по продаже живых цветов имеет, как свои плюсы, так и минусы. К сильным сторонам бизнеса можно отнести:
— Охлаждающая установка постоянно поддерживает необходимый микроклимат, благодаря чему цветы долго остаются свежими. Традиционный подход к продаже цветов предполагает помещение букетов в холодильник лишь на ночь. Такие перепады температур значительно сокращают допустимое время продажи товара.
— Экономия на кадрах. Цветочные автоматы не нуждаются в постоянном внимании обслуживающего персонала.
— Экономия пространства. Для размещения автомата требуется куда меньше места, чем для размещения традиционной торговой точки.
— Работа без выходных и перерывов и праздников: 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.
— Полностью автоматизированный учет и контроль продаж.
2. К минусам цветочного вендинга можно отнести:
— Непривычная форма осуществления покупки. Не смотря на то, что российские автоматы по продаже живых цветов просты в эксплуатации, всегда найдутся те потенциальные покупатели, которые не захотят разбираться в процессе.
— Небольшой ассортимент.
— Необходимость использования купюр определенного номинала.
Обзор двух моделей флороматов
1. На сегодняшний день Фловенд — 1 – не единственный автомат по продаже живых цветов российского производства. Совсем недавно на рынок вышел Фломатик – детище одноименной московской компании. И ближайшее годы российским бизнесменам предстоит наблюдать, какой из двух проектов окажется наиболее эффективным.
2. Первое, на что обращает внимание любой бизнесмен – цена аппарата. На первый взгляд, она гораздо меньше на продукцию компании «Ньютек». Но разница в цене быстро исчезает, как только речь заходит о полной комплектации. За платежную систему с функцией выдачи сдачи, систему подлива воды и опцию виртуального магазина придется доплатить 124000 рублей. В свою очередь компания «Фломатик» не дает возможности клиентам влиять на комплектацию аппарата, а значит, и цена остается стабильной.
3. Большой плюс Флоромата – прием монет и банкнот разного достоинства. Хотя в случае приобретения оборудования в полной комплектации с опцией выдачи сдачи, эта характеристика теряет свою значимость. Разнится и максимальная загрузка аппаратов. Витрина Фломатик представляет собой 4 уровня, в каждом из которых можно разместить 8 букетов. Витрина Фловенд-1 также 4-уровневая, вот только расположить в каждом ярусе можно от 8 до 32 букетов. Такой подход позволяет предпринимателю самостоятельно влиять на ассортимент и ценовую политику. Например, в студенческих городках целесообразнее размещать больше маленьких и недорогих букетиков; в элитных торговых центрах, наоборот, отдавать предпочтение оригинальным, более дорогим цветочным композициям.
4. Явный плюс аппарата Фломатик – местонахождение производителя. Ведь, как и любые инновации, цветочный вендинг начинает покорение России со столицы. И расположение компании в Московской области для предпринимателя – гарантия того, что любые технические неисправности будут устранены в кратчайший срок, а время простоя оборудования будет минимальным. Ведь сервисных центров, специализирующихся на данном оборудовании, пока не существует.