Банк бизнес идей
 
7 упражнений, которые разбудят внутреннего творца

7 упражнений, которые разбудят внутреннего творца

7 упражнений, которые разбудят внутреннего творца

Творческая личность живёт в каждом: 7 упражнений, которые
разбудят внутреннего творца
Из этой статьи вы узнаете, какие упражнения нужно делать для
развития творческого мускула, а также получите общие
рекомендации, что делать для того, чтобы внутренний творец рос и
развивался.

Тренировки для прокачки творческого мышления

1. Утренние страницы
Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся,
хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это
история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или
сонный анализ геополитики Монголии. Главное — просто писать и ни
о чём не думать. Норма утреннего письма — это три тетрадные
страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words
и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это
по старинке — ручкой по бумаге.

2. А что, если бы…
Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который
Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если
бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или
действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали
картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых
новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей?
Так появилась жёлтая пресса.
Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является
спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень
весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили
кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с
замашками диктатора из банановой республики?

3. Дробление слова
В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов,
которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить
ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации мозг
экономит ресурсы, но это же является главной причиной узкого и
шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем
мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию.
Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова,
соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это
выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье =
Кимье.

4. Метод Торренса
Метод основывается на дудлах — однотипных каракулях, которые
нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд
одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.).
Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.
Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки
или 5-копеечной монетой, а квадрат — домом с приведениями или
произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и
упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл — это
соревнование с самим собой.

6. Метод фокальных объектов
Метод заключается в поиске связей между основной идеей и
случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной
странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и
пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу
можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё.
Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по
инерции.

7. Аналогии Гордона
Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод.
Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в
поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.
Прямая аналогия: ищем аналогию объекту в окружающем мире. В
масштабах от своей комнаты до страны.
Символическая: ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть
объекта.
Фантастическая аналогия: придумываем аналогию, вынося за скобки
ограничения объективной реальности.
Личная аналогия: пытаемся встать на место объекта и посмотреть на
ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором
мы сидим.

8. Непрямые стратегии
Этот очень странный и интересный способ, который придумали
Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из
творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть
115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно
странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности»,
«Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что
здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два
человека могут видеть два разных решения проблемы. Карточки
можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или
воспользоваться подсказками онлайн.

Общие рекомендации, чтобы внутренний творец рос и развивался
Придерживайтесь распорядка дня.
В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о
беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками
развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что
строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал
главным катализатором его работоспособности. Разум склонен
капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование
режиму выводит его из зоны комфорта и учит включаться с пол-
оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями.
Рисуйте, пишите, учитесь играть на гитаре или танцевать. Любое
творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование
переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно
неожиданных местах.
По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской
премии по литературе занимались ещё одним видом искусства —
живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью
называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался
бы в скрипачи.

Не опускайте руки.
Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство.
Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора
начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через
время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто
отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда
садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого
предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него
развивал действие.

Не зацикливайтесь.
Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-
то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория,
согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс
заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты
внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и
услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса,
сосредоточенно мыть посуду, гулять по лесу, слушая эмбиент, или
пойти попрыгать на рок-концерт. Главное — делать то, что позволяет
нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре.
Творчество — это, в первую очередь, весело. Не стоит относиться к
нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в
Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам
нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве,
лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра
(позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе
группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй
группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за
лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше,
чем студенты первой группы.

Просто начните.
Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками
или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни
задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть
теория, согласно которой у большинства современных людей с
возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она
отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим
действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на
гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить
подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.
Поначалу переступить через внутреннего критика будет сложно, но
если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а
критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более
конструктивное. Начать — это самое сложное.

ВЫВОД
Как видите, творчески мыслить может каждый человек, вопрос лишь
в тренировках. Это можно сравнить с отсутствием гибкости: сходу
пытаясь сесть на шпагат, мы будем кряхтеть, стонать и плакать, но
если мышцы правильно разогревать и растягивать, то через пару лет
можно будет отправлять резюме на должность циркового гимнаста.
Главное — помните, что начинать что-то новое никогда не поздно:
художники, музыканты, поэты и писатели уже живут в нас. Не
стесняйтесь будить их.

Оцените пост