1. Не выпендривайтесь: слушайте своих инвесторов
С точки зрения инвестора, предприниматель – это человек, который использует OPM (other people money) – «деньги других людей». Он не принимает рисков на себя. Тратит только свое время. И, наверное, поэтому порой совершенно не осознает ценность денег и не думает, как расходовать их эффективно. Не самый лучший подход. Куда продуктивнее прислушиваться к мнению своих инвесторов (если они, конечно, обладают экспертизой в вашей сфере бизнеса).
2. Не бойтесь признавать ошибки
Любой стартап хочет покорить мир. Но инвестор прекрасно понимает, что это не всегда удается, во всяком случае, с первой попытки. Поэтому если ваша гениальная идея не работает – это не повод останавливаться (или любой ценой заставлять мир принять и признать эту гениальность, например вкладывая огромные средства в рекламу и маркетинг). Меняйте бизнес-модель, пробуйте что-то новое, адаптируйтесь.
3. Просите больше
Инвестор возьмет равноценную часть вашего бизнеса и за 200 000 долларов, и за миллион, и за пять миллионов. Так как он рискует и делает бизнес на таких увлеченных людях, как вы… Просите больше.
4. Проверьте, а нужны ли вам деньги?
Часто предприниматели не понимают, что не каждому проекту нужны венчурные инвестиции. Особенно если ваш бизнес связан с lifestyle – если это булочная, доставка пиццы, автомастерская, аренда машин. Это тот случай, когда работают кредитные деньги. А инвестору интересны стартапы другого типа – те, которые в течение пары-тройки лет могут принести десятикратный возврат инвестиций… Помните, что мотивация у предпринимателя и инвестора разная.
5. Ищите ходы-выходы
По статистике, почти 85% бизнес-планов не доходит до рассмотрения партнерами фондов. Из оставшихся 15% счастливчиков только треть серьезно изучается.
6. Изучите своих инвесторов
Прежде чем обращаться в фонд, проанализируйте, подходит ли ему ваш стартап. Для этого стоит вначале навести справки. Без этих знаний вы потратите много времени и сил зря.
7. Не отчаивайтесь, получив отказ
Раньше венчурные инвесторы рассчитывали на 45–60% ROI, сегодня в Кремниевой долине рады и 15–20%. Второй «Фейсбук» – это мечта любого инвестора, однако прорывных проектов мало. Поэтому не удивляйтесь, все просчитав с точностью до миллиметра и все-таки получив отрицательный ответ… У инвестора просто может не остаться денег в фонде.
**
Когда у вас появляется какая-то идея, и вы собираетесь воплотить ее в жизнь, в течение 72 часов вы должны предпринять первые шаги для ее реализации. Вот и все. Не страшно если это будет очень маленький шаг. Главное сделать его в отведенные часы. Иначе, можно быть уверенным, что идея так и останется не реализованной. За первым шагом обязательно должен последовать следующий. И, в итоге, идея обретет реальные черты.
Возможно, это правило покажется не серьезным. Перед тем как утверждать подобное проверьте его действие на себе. И вы убедитесь в его эффективности.