Исследователи уже более шестидесяти лет исследуют те предпосылки, которые побуждают нас ответить согласием на чью-то просьбу. Нет сомнений, что в основе техник и способов убеждения людей лежит наука. И во многом данная наука удивляет.
1. Первое универсальное правило убеждения — это взаимность
Люди считают себя обязанными отвечать взаимностью на то внимание или же услугу, которые им оказали ранее. В случае если приятель пригласил вас на тусовку, вы обязаны будете позвать его в гости к себе. Когда коллега сделал вам любезность, вы при случае должны отплатить ему этим же. Также в случае общественных обязательств, люди скорее говорят «Да» тем, кому они чем-то обязаны.
Следовательно, ключ к применению правила взаимности состоит в том, чтобы первым оказать услугу и чтобы она была приятной и спонтанной.
2. Второй универсальный принцип убеждения базируется на редкости
Другими словами люди наиболее стремятся приобрести те вещи, которые сложно достать. Когда в 2003 году Британские Авиалинии заявили об отмене второго за сутки рейса Конкорд по маршруту Лондон-Нью-Йорк, из-за экономической нецелесообразности, на следующий день случился всплеск продажи билетов. Заметьте, что с самим рейсом никаких изменений не состоялось – самолет не стал летать быстрее, качество обслуживания не улучшилось, стоимость билетов не понизилась. Просто вероятность воспользоваться услугой резко снизилась. И как следствие повысился спрос. Поэтому техника применения принципа «редкость» для убеждения абсолютно ясна.
Мало просто изложить людям о тех выгодах, которые они получат, выбрав вашу продукцию или услуги. Нужно еще подчеркнуть уникальные возможности вашего предложения. Изложить людям, что они теряют, если им не воспользуются.
3. Третье правило убеждения основано на авторитете
Смысл в том, что люди охотнее слушают мнение заслуживающих доверие специалистов. К примеру, физиотерапевты способны убедить большее число пациентов выполнять рекомендуемые комплексы упражнений, если развесят на стенах кабинета свои медицинские дипломы и сертификаты. Помимо прочего на парковке вы, скорее всего, подвинете свой автомобиль по требованию незнакомца, если он будет одет в униформу, но не в обычную одежду.
Здесь важно дать понять людям, что ваши знания и опыт заслуживают доверие, до того как принимать попытку убеждения. Естественно, это не всегда легко устроить. Вы же не будете ходить около потенциальных покупателей и нахваливать себя. Однако вы, бесспорно, можете организовать, чтобы кто–то другой сделал это для вас.
4. Следующий принцип убеждения — это последовательность
Людям нравится быть постоянными, как в своих словах, так и в своих делах. Чтобы добиться последовательности в поведении, нужно придумать первое небольшое дело и предложить людям совершить его.
В одном знаменитом эксперименте был получен неожиданный результат. Совсем немного жителей одного из жилых районов согласилось разместить на газоне перед своим домом невзрачную деревянную табличку, чтобы поддержать компанию за безопасность на дорогах. А в другом таком районе почти в четыре раза больше домовладельцев согласились поставить такую же табличку. Почему? Потому что десять дней назад они поставили на подоконнике маленькую почтовую карточку в знак поддержки все той же компании. Эта карточка стала тем маленьким первым шагом, который привел к четырехкратному эффекту при совершении второго, к более трудному последовательному действию. Поэтому, намереваясь сыграть на последовательности в поведении, мастера убеждения стараются подвести людей к добровольному, активному публичному действию. В идеальном случае, добиваясь его закреплению на бумаге.
5. Пятый метод убеждения основан на симпатии
Люди охотнее говорят «Да» тем, кто им нравится. Но по какой причине один человек нравится другому? Теория убеждения говорит, что здесь существует три основных фактора:
-Нам нравятся люди похожие на нас;
-Мы любим тех, кто нас хвалит;
-Мы симпатизируем людям, с которыми делаем одно общее дело.
6. Последний принцип убеждения – согласие
Человек чаще ориентируется на действия и поведение других людей, когда сам находится в нерешительности. Вы, возможно, замечали, что обычно в гостиницах кладут в ванные комнаты карточки, призывающие гостей повторно использовать пастельное белье и полотенца. Чаще всего внимание постояльцев обращают на то, что это способствует охране окружающей среды. Этот прием убеждения оказывается весьма действенным – его эффективность 35%. Но может быть есть более действенные способы?
Как получается, около 75% гостей, проживающих в гостинице, не меньше четырех дней в тот или иной момент повторно используют свои полотенца. Что если мы воспользуемся правилом согласия и просто напишем об этом в нашей карточке: «75% гостей, проживающих в гостинице, повторно используют свои полотенца. Пожалуйста, следуйте их примеру». В результате этого отказы от смены белья вырастут на 26%.
Данный метод психологического убеждения говорит, что вместо того, чтобы полагаться на собственные способности к убеждению, можно сделать акцент на том, как ведет себя большинство. В особенности такое большинство, к которому каждый легко отнесет себя