Банк бизнес идей
 
Практическая бухгалтерия для начинающих

Практическая бухгалтерия для начинающих

Практическая бухгалтерия для начинающих

Каковы принципы функционирования бухгалтерии организации? Как грамотно выстроить ее работу? Наверное, подобные вопросы задавал себе любой начинающий бизнесмен, решившийся открыть собственную фирму, но не обладающий при этом специальным бухгалтерским образованием. Теории на эту тему хоть отбавляй: количество законодательных актов, касающихся в той или иной степени данного вопроса, способно привести в замешательство даже самого продвинутого финансового специалиста. Давайте же попробуем разобраться в основных понятиях, с которыми сталкивается только что зарегистрированная фирма на практике.

Бухгалтерский учет

1. Согласно положениям Закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, с 1 января этого года вести бухгалтерский учет в полном объеме обязаны все без исключения юридические лица вне зависимости от применяемой системы налогообложения. Подлежат отражению в бухгалтерском учете любые факты хозяйственной жизни организации, ее активы, обязательства, источники финансирования, и конечно же доходы и расходы.

2. Организация бухучета – задача руководителя. Он должен определить, кто из сотрудников будет выполнять функции главного бухгалтера. Им может быть и сам генеральный директор. За неимением подходящего работника, можно заключить контракт на ведение учета и составление отчетности со специализирующейся на данном вопросе фирмой.

3. Основные принципы отражения различных хозяйственных операций, регламентирует учетная политика организации. Этот документ фирма должна разработать самостоятельно, ориентируясь на требования нормативной базы.
Казалось бы, для чего это нужно, если есть законодательство, в котором прописаны правила на, казалось бы, все случаи жизни? Очень просто: в некоторых областях учета могут сосуществовать сразу несколько возможных к применению решений, и фирма вправе сама выбирать, каким из них она будет пользоваться.

4. Применяться учетная политика должна последовательно из года в год. Изменения в нее можно внести только в случае ввода в действие новых законодательных актов по бухучету, разработке нового способа ведения учета, обеспечивающего повышение его качества или же при серьезных изменениях в деятельности фирмы.

5. В рамках формирования учетной политики необходимо закрепить к применению приказом руководителя следующие моменты:
• рабочий план счетов;
• применяемые формы первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта;
• порядок проведения инвентаризации всех активов и обязательств организации;
• способы оценки активов и обязательств;
• правила документооборота и технология обработки учетной информации;
• порядок контроля за хозяйственными операциями;
• другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

6. Вообще, как следует из ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина от 6 октября 2008 года № 106н (ред. от 18.12.2012), учетная политика должна обеспечивать полное, своевременное и последовательное отражение всех фактов хозяйственной деятельности. Аналогичный подход также считается основополагающим принципом бухучета в целом.

7. Кроме того, важно отметить, что любая операция отражается в учете по принципу двойной записи, то есть запись делается на одинаковую сумму по дебету одного счета и кредиту другого бухгалтерского счета. Эта пара и формирует известный многим термин «бухгалтерская проводка». Каждый из счетов по дебету корреспондирует с определенным количеством других счетов по кредиту, и наоборот.

8. Остаток по тому или иному счету на заданную дату или конец периода отражает денежный эквивалент различных активов и обязательств фирмы. На основании этих данных и формируется бухгалтерская отчетность, которую организации обязаны сдавать раз в год не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Налоговый учет

1. Уже на стадии регистрации юрлица, его учредители должны четко дать себе ответ на вопрос: на какой системе налогообложения будет работать фирма. Вариантов, предлагаемых Налоговым кодексом, несколько: ОСНО, УСН (6% или 15%), а также – в отношении отдельных видов деятельности – ЕНВД.

2. По умолчанию все фирмы «попадают» на общую систему. У желающих применять «упрощенку» есть календарных 30 дней с момента регистрации для того, чтобы поставить в известность о своем намерении налоговиков. Действующая форма уведомления № 26.2-1 утверждена приказом ФНС России от 02 ноября 2012 года № ММВ-7-3/829@.

3. Аналогичная ситуация и с «вмененкой», лишь сроки подачи заявления (форма ЕНВД-1 утверждена Приказом ФНС РФ от 12 января 2011 г. № ММВ-7-6-12) значительно меньше – всего лишь 5 дней с начала осуществления «вмененной» деятельности. Важно отметить, что применяется вмененка лишь в отношении тех видов деятельности, которые перечислены в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса. Причем для каждого региона страны их конкретный перечень (причём не обязательно весь) должен быть утвержден соответствующим законом о введении ЕНВД на территории области, края или республики.

4. Имейте ввиду что, выбрав и тот, и другой спецрежим, отказаться от него вы сможете лишь с 1 января следующего года. Впрочем оба они имеют свои ограничения, выйдя за рамки которых организация автоматически окажется на общей системе налогообложения. Так, «упрощенец» не имеет права получать доходов больше 60 миллионов рублей в год, средняя численность его работников должна быть не больше 100 человек, а стоимость основных средств – укладываться в рамки 100 миллионов рублей. Применение ЕНВД требует соблюдения ограничения средней численности сотрудников – не более 100. Таким образом уже в самом начале существования организации необходимо определиться с тем, какой ее деятельность будет в дальнейшем, и исходя из этого выбирать налоговую систему.

5. В зависимости от выбранной системы налогообложения определяется конкретный перечень налогов, которые предстоит платить, и по которым должна будет отчитываться фирма.
На общей системе организация является плательщиком налога на прибыль (20%), налог на добавленную стоимость (18%), налога на имущество организаций (не более 2,2%) и в случае наличия авто на балансе – транспортного налога. Если последние два не вызывают особых проблем при расчете суммы платежа по ним, то налог на прибыль и НДС – поборы весьма не тривиальные. Принцип определения налоговой базы по ним во многом схож: из суммы реализации вычитается сумма затрат на необходимые для деятельности фирмы товары, работы и услуги, а с полученной разницы уплачивается и тот и другой налог. Но это лишь по самым грубым прикидкам. Конечно же базы не являются полностью идентичными. Например затраты на оплату труда относятся на расходы по налогу на прибыль, не оказывая никакого влияния на базу по НДС. И наоборот, авансы, полученные в счёт предстоящих поставок, увеличивают сумму НДС к уплате, но не влияют на налог на прибыль, в перечне доходов и расходов по которому такие платежи не указаны.

6. Отсутствие обязанности платить с НДС (а заодно и налог на имущество) выгодно отличает от общей системы налогообложения существующие спецрежимы. Так, вместо прибыльного налога фирмы на УСН платят налог единый по ставке 6% с доходов или по ставке 15% с разницы между доходами и расходами. Объект «упрощённого» налогообложения, кстати говоря, также надо выбрать заранее, и указать в уведомлении, подаваемом в ИФНС.

Оцените пост