1 Одежда для выступления
Ваша одежда должна соответствовать двум критериям. Во-первых, надев ее, вы должны чувствовать себя абсолютно комфортно и уверенно. Во-вторых, одежда должна соответствовать обстановке.
Условно говоря, если вы выступаете в Госдуме, лучше надеть деловой костюм. А если вы едете на конференцию молодых IT-предпринимателей, смело надевайте джинсы и футболку.
Помните, первый критерий важнее второго.
Если вы чувствуете себя идиотом в деловой одежде, оставьте дома эти чертовы галстук и пиджак.
2 Поза и манера
Психологи утверждают, что поза и манера держаться отражают актуальное психическое состояние человека. Поэтому перед выходом на трибуну расправьте и опустите плечи, поднимите подбородок.
Во время выступления сохраняйте естественную позу. Если вы стоите, не опирайтесь на стол или трибуну. Ваши руки и ноги не должны скрещиваться, когда вы сидите.
3 Мимика оратора
Когда человек волнуется, у него непроизвольно вытягивается лицо и приоткрывается рот.
Понятно, что не стоит выходить к аудитории в таком виде.
Улыбнитесь себе еще до выхода на сцену.
Естественная полуулыбка отлично поможет вам во время выступления, даже если вы рассказываете о какой-то серьезной проблеме. Во время выступления следите, чтобы у вас на лице не играли желваки — это негативный невербальный сигнал.
4 Контроль голоса
Дыхательная мускулатура человека отвечает на стресс спазмом, из-за чего голос становится более высоким. Чтобы преодолеть этот физиологический эффект, необходимо встать и несколько раз сделать вдох с помощью мышц живота.
Держите под рукой стакан с водой — глоток воды помогает бороться с пересыханием горла и расслабляет дыхательную мускулатуру.
5 Жестикуляция
Запомните простое правило — слушатели должны видеть ваши руки в течение всего выступления. Вы посылаете аудитории негативный невербальный сигнал, если держите руки по швам, прячете их в карманы или под стол.
Уверенный в себе человек естественно жестикулирует во время разговора.
Поэтому приучайте себя во время выступления держать руки не ниже уровня солнечного сплетения.
6 Молчание — золото
Многие ораторы виртуозно используют этот прием для привлечения внимания слушателей. Например, уверенный в себе выступающий может замолчать, дожидаясь, абсолютной тишины в зале. Он обязательно благодарит зал, когда все слушатели замолкают.
7 Перечисление или нумерация
Этот простой прием помогает структурировать выступление.
Фразы типа «во-первых» или «первое» облегчают восприятие информации слушателями.
8 Персональное обращение
Если вы знаете некоторых из присутствующих в зале по имени, не упустите возможности обратиться к ним во время выступления.
Это усиливает вовлеченность аудитории в происходящее.
9 Общие вопросы к аудитории
Спрашивая у слушателей что-либо и получая ответ, вы также увеличиваете их вовлеченность в дискуссию. Попробуйте задавать провокационные вопросы, чтобы получать живой отклик. Считайте, что вы отличный оратор, если во время презентации аудитория говорит наравне с вами.
10. Обратная связь
Обязательно получайте отклик в конце выступления. Это могут быть вопросы слушателей или их впечатления о презентации. Чтобы наверняка получить обратную связь, подготовьте несколько вопросов, которые точно заставят слушателей говорить. Например, попросите аудиторию покритиковать вас.