Банк бизнес идей
 
Как не допустить анархии в коллективе

Как не допустить анархии в коллективе

Как не допустить анархии в коллективе

Как не допустить анархии в коллективе
В дизайнерских бюро или рекламных агентствах, как правило, царит демократия. Руководитель такой команды написала, как не допустить бардака в отсутствие иерархии

ГАЛИНА ХАТИАШВИЛИ директор
по коммуникациям агентства Comunica

«Саша (Маша, Вася, Петя), ну пожалуйста, очень тебя прошу, сделай это к завтрашнему дню», — думаете, мы ведём репортаж из школы или детского сада? Нет, это абсолютно взрослый начальник уговаривает абсолютно взрослого подчинённого выполнить прямые обязанности.

Компании прощаются с иерархией: топ-менеджеры ездят на производство, руководители принимают решения совместно с командой, люди с двадцатилетней разницей в возрасте стремительно переходят на «ты». Но как сделать так, чтобы отказ от правил субординации не навредил компании?

Найдите главного

Отсутствие жёсткой системы подчинения на руку компаниям, предпочитающим свободные отношения. Дизайнерские бюро, пиар-агентства и другие околокреативные организации, как правило, поддерживают культуру равенства и братства. В нашем агентстве, где преобладают кросс-функциональные команды, лидером проекта может быть как аккаунт-директор, так и координатор проекта или копирайтер: всё зависит от целей, сложности задачи и мотивации сотрудника. В результате проб и ошибок мы усвоили ключевое правило «временных» команд: кто бы ни был во главе проекта, самое важное — вовремя определиться с ролями и правилами игры. Как показывает практика, если не назван лидер проекта или за него ответственны несколько человек, задача выполнена не будет.

Распределяйте обязанности в начале работы над проектом. Это позволит соблюдать дистанцию и отличать личные роли от профессиональных. Это, кстати, важно и с точки зрения психологии: рабочие роли предполагают модель взаимодействия «взрослый — взрослый», в отличие от личных, где могут возникать деструктивные для работы пары «родитель — ребёнок».

Опасайтесь панибратства

Сотрудники могут расценивать отказ от иерархии как переход к неформальным, дружеским отношениям. Один мой знакомый принял доброжелательную атмосферу в коллективе за дружбу с начальником. В итоге любая критика вызывала у него обиду, разочарование, негодование. В то же время он сам растерял некоторые деловые качества — пунктуальность, вежливость, способность к аргументации, — потому что считал, что друг-начальник всегда его поймёт. В результате знакомый пару раз злоупотребил доверием руководителя и был уволен. Другой пример: сотрудница пиар-агентства по дружбе каждый день задерживалась на работе допоздна, а её начальница воспринимала это как должное. Не найдя сил поговорить с руководителем, девушка — перспективный сотрудник — не выдержала такого ритма и уволилась. В обоих случаях компании понесли потери, связанные как минимум с подбором персонала.

Важно соблюдать баланс и понимать разницу между дружеской атмосферой и дружбой. Дружная команда может свернуть горы. Команда друзей может свернуть шею.

Учитывайте менталитет

Пожалуй, сложность всегда кроется в переходе на личное. Об этом, кстати, пишет француз Александр Латса в книге «Мифы о России»: он говорит о том, что русские всегда смешивают личное и профессиональное. Действительно, попытки стереть границы между руководителем и подчинённым часто сводятся к призрачной дружбе, которая может погубить всё дело. И хотя западный опыт показывает, что эпоха иерархий прошла, юные россияне мечтают о твёрдой руке: об этом свидетельствует и исследование поколения Y, проведённое компанией Hays.

Не забывайте об особенностях нашего менталитета. Понимание иерархии особенно важно новичкам и молодым сотрудникам — возможно, вашей компании ещё рано прощаться с регламентированной структурой подчинения.

Оцените пост