История успеха. Кирилл Остапенко

История успеха. Кирилл Остапенко

Кирилл Остапенко, основатель сети велосипедных магазинов «Велодрайв», – о том, где черпать вдохновение и инвестиции

Откуда идея?

Первый предпринимательский опыт я получил еще в студенческие годы — вместе с друзьями занимался перепродажей сотовых телефонов. Все шло успешно, и постепенно дело требовало все больше и больше времени. Таким образом, однажды пришлось выбирать между учебой и предпринимательством. Я решил заняться бизнесом.

На третьем курсе отправился по программе Work&Travel в США. Чтобы как-то добираться до работы, пришлось купить велосипед. Затраты на транспорт составили примерно 50$, естественно, качество аппарата оставляло желать лучшего и при первом же удобном случае байк просто-напросто развалился. Однажды по пути на работу произошло ДТП. В это время напротив местная жительница как раз устраивала «гаражную распродажу». Заметив меня, предложила продать мне остатки велосипеда. По ее словам, продажа принесла бы 25$, а ремонт выйдет в 30$. Тогда мне и пришло в голову, что велосипед можно дорого починить и быстро продать. Вернувшись в Россию, я начал действовать.

Первые шаги

1. На открытие палатки по продаже и ремонту байков была вложена тысяча долларов, заработанная в США. Позже — находились инвесторы, брались кредиты.
Самое первое место оказалось не таким проходным, как планировалось. Бизнес только самоокупался и не приносил больших доходов. Чтобы как-то заявить о себе (а средств на полноценную рекламу не было), я с друзьями начал искать способы продвижения. Мы клеили объявления на столбах, бросали в почтовые ящики объявления. Использовали мегафон, раздавали листовки. Результат не заставил себя долго ждать. Появились первые клиенты. Однако в конце сезона палатка вышла в ноль. Небольшие размеры помещения не позволяли производить полноценный ремонт велосипедов, на аксессуарах не удалось заработать из-за их хаотичного размещения в магазине.

2. В то время купить в Петербурге велосипед средней ценовой категории было сложно. В основном, предлагались либо дорогие профессиональные байки, либо дешевые китайские. Специализированных веломагазинов было не много, многие боялись выходить на рынок из-за сезонности бизнеса. Мы посмотрели на опыт других магазинов и решили, что зимой сможем продавать зимнее снаряжение: санки, ватрушки, лыжи. Опять же, какая-то часть доходов придется на ремонт. Кроме того, сделали ставку на необычные акции: тогда ни у кого не было ничего особенного, велособытия не проводились, даже странички в интернете были не у всех. Мы подумали, что если привлекли недоверчивого покупателя к палатке на рынке, то уж к полноценному магазину и подавно привлечем. И рискнули.

3. В следующем году нашелся инвестор, который вложил в дело сто пятьдесят тысяч рублей, запустили сайт, на котором поместили целый каталог товаров. Интернет-магазинов на тот момент было всего два: meridianbike.ru и velodrive.ru, именно поэтому значительная часть клиентов приходила «из интернета».
Случалось, что в сети люди находили наш сайт, приезжали по указанному на нем адресу и спрашивали: «А где тут большой веломагазин?» Они никак не ожидали увидеть палатку. Однажды к нам пришел покупатель, готовый взять велосипед. Но он его не взял. Почему? Потому что он не мог себе позволить купить велосипед не в магазине, по его словам. И этот случай не единичный. То есть, рынок уже был готов для открытия специализированного веломагазина с большим выбором, знающими продавцами, сервисом. Мы взяли и на следующий год открыли такой магазин.

4. Для дальнейшего развития нужны деньги. Мы их нашли, обратившись в Венчурный фонд для малого бизнеса — совместный проект Промсвязьбанка и «Опоры России». Нам удалось получить инвестиции в размере 10 млн. рублей.
«Мы верим в опыт предпринимателя. Несмотря на свою молодость, Кирилл построил успешный бизнес, который привлекателен не только с точки зрения Венчурного финансирования, но и традиционного кредитования. Особенно ценно то, что, развивая „Велодрайв“, молодой предприниматель настроен не только на получение прибыли, но и на популяризацию здорового образа жизни и культуры велоспорта. Уверена, поддержка фонда поможет Кириллу успешно масштабировать бизнес и вывести компанию на качественно новый уровень», — комментирует Алена Сокова, руководитель Венчурного фонда для малого бизнеса.

5. Теперь главный акцент для нас — уровень сервиса в магазинах. Мы хотим, чтобы наша сеть работала, как четко отлаженный механизм. Поэтому в приоритете — оформление залов, обучение продавцов и внедрение новых технологий для интернет-магазина. Не отказываемся мы также и от франшизы. Регионы по-прежнему остаются для нас открытыми, и мы всегда готовы рассмотреть сотрудничество с новыми партнерами.

Досье. Кирилл Остапенко
Родился в 1983 году в Ленинграде.
С 1989 до 2000 г. обучался в Гимназии глобального образования и планетарного мышления № 631. С 2000 г. по 2005 г. учился в Санкт-Петербургском Государственном Университете по специальности «Юриспруденция».
Уже на втором курсе параллельно с учебой начал заниматься бизнесом. Активно занимаясь спортом, через Интернет организовал компанию по популяризации велоспорта и продаже велосипедов населению.

Справка о Венчурном фонде МСБ
Венчурный фонд МСБ был запущен Промсвязьбанком в сотрудничестве с общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» в феврале 2013 года. Основной сегмент для размещения средств — малый бизнес молодых предпринимателей в возрасте от 18 до 35 лет, у которых уже есть успешный опыт, те, кто только начинают новый проект или хотят кратно увеличить масштаб существующего. Венчурный фонд инвестирует в проекты из традиционных сфер — производство, торговля, услуги, B2B, B2C. Помимо финансирования, поддержка Венчурного фонда предусматривает предоставление молодым предпринимателям доступа к менторской программе.