История успеха. Алексей Иншаков

История успеха. Алексей Иншаков

История успеха. Алексей Иншаков
Глядя три года назад на дымящиеся остатки того, что еще недавно было заводом полного цикла по производству изоляционной ленты, барнаульский предприниматель Алексей Иншаков не знал, что скоро будет поставлять пластиковую продукцию коммунальщикам по всей России. При пожаре никто не пострадал, и даже удалось спасти дорогостоящее оборудование. Это и правда казалось почти чудом: клеевые смеси, используемые в производстве, полимерные композиции и пленка ПВХ горели очень быстро.

Сгоревший завод был вторым по счету производственным проектом 31-летнего Алексея Иншакова. Выпускник барнаульского техникума, механик по образованию, он очень не любит говорить о себе, но многое о нем говорят его бизнесы: с 20 лет он в производстве, и до сих пор активно участвует во всех делах своего вполне успешного третьего детища — компании «Росал». Алексей сам придумывает новые составы полимерных смесей и создает для производства специальное оборудование.

Механика бизнеса

Созданная на пепелище завода по производству изоленты, торгово-промышленная группа «Росал» (ООО) за четыре года выросла в 300 раз и теперь поставляет пластиковые трубы разных размеров и разновидностей по всей России.

За четыре года компания «Росал» выросла в 300 раз!

Свой первый проект, завод металлоконструкций, Алексей запустил в разгар экономического кризиса 1998 года. «Вложения были небольшими: 300 000–400 000 рублей, что равнялось стоимости двух „пятнашек” (ВАЗ 2115)», — вспоминает он. Эти деньги предприимчивый Иншаков заработал сам: после окончания техникума пришел работать технологом в компанию «Алвиз», которая занималась художественной ковкой и металлоконструкциями.

Но через два года ему пришлось уйти: Алексей не сработался с генеральным директором и «не поделил» с заводом свои разработки. Именно эти разработки и легли в основу его собственного бизнеса: производства дорогих металлических дверей, лестниц, эксклюзивных изделий для коттеджей и офисов. Ориентироваться было решено на обеспеченных покупателей, которых искали с помощью объявлений на улицах города и в газетах, — интернет тогда в Барнауле был не очень развит.

Компания прожила пять лет, но хорошей прибыли не было: рынок оказался полон сильных конкурентов, а рентабельность была невысокой. Тогда Алексей решил сменить направление и профиль деятельности. Распродав оборудование от «металлического» бизнеса, он в 2003 году с нуля запустил производство изоляционной ленты из ПВХ (поливинилхлорида). «ПВХ — это довольно сложные технологии, поэтому ниша в регионе и в целом по России оказалась свободной, да и маржинальность этого бизнеса выше», — объясняет свой выбор Иншаков. В состав учредителей вошли еще три человека — все местные предприниматели. «Город у нас небольшой, и свое дело помогло мне установить связи», — разъясняет Алексей.
Клиентов-богачей искали по объявлению, но на всех их все равно не хватило

На этот раз ставку сделали на оптовых покупателей: большая часть продукции шла в Москву и европейскую часть России. Для поиска клиентов пользовались в основном холодными продажами и рекламой в интернете. Потом производство переориентировалось на узкий сегмент нефтегазовых компаний, и поставляла изоленту им.

За семь лет Алексею Иншакову и его партнерам удалось построить завод полного цикла и начать производство собственных полимерных композиций, клеевых составов и пленки ПВХ — главного сырья для изоленты. Но в активный рост бизнеса в 2010 году вмешался пожар. На заводе произошло самовозгорание, и здание сгорело дотла. Правда, оборудование не пострадало. «Мы все были в шоке, — вспоминает Иншаков. — Завод решили продать, а новое производство начать без использования горючих материалов. Учли все недоработки».

Антизажигательный бизнес

Запускать третий производственный бизнес было легко, признается Алексей. Это в первый раз было сложно — опытных людей в регионе мало, искать персонал и формировать штат оказалось «нетривиальной задачей». А в новый «Росал» он просто пригласил всех толковых специалистов с бывшего производства.

Первой продукцией «Росала» стали полимерные смеси— материал для труб. Большая часть продаж опять шла в европейскую часть России. Получив первую прибыль, Иншаков перепрофилировал производство, закупил новое оборудование и вывел на рынок пластиковые трубы. «Мы посчитали, что продавать ПВХ в виде готовой продукции гораздо выгоднее, чем производить сырье», — объясняет интерес к рынку Анастасия Родионова, директор по продажам и развитию ООО «ТПГ „Росал”». Да и конкурентов было немного: ближайшие из них — в Дзержинске и Обнинске, в 3200 км, что давало барнаульскому заводу свободу действий в восточной части России.

Своих первых клиентов барнаульский завод нашел в Москве: очереди за пластиковыми трубами никому не известного предприятия в 2010 году не выстроилось. «Мы целый месяц прорабатывали клиентскую базу, пользовались только холодными продажами, — вспоминает Анастасия. — Начали с Москвы и Московской области, спрос там велик, но больших денег не заработаешь».

Вслед за центром трубы «Росала» приглянулись на Урале, в Сибири, на европейском юге страны — все благодаря рутинной работе прямых продаж и формированию дилерской сети. Сегодня дистрибуторы компании представлены во всех крупных городах России, в населенных пунктах с населением до 500 000 человек — охват дилерской сети составляет около 20–30%.

На закупку оборудования и запуск «Росала» ушло 3 млн рублей— это были деньги, которые остались от продажи предыдущего бизнеса. За четыре года из гаражного производства «Росал» вырос в 300 раз и превратился в полноценный завод площадью 3000 кв. метров, с собственным складом, с командой в 30 человек. Главная проблема производства — некачественное сырье отечественных производителей. «Росалу» приходится закупать его в Корее, Германии и Китае.

Куда ведут трубы

«Росал» делает трубы для компаний, которые занимаются монтажом и прокладкой коммуникаций — канализации, водопровода. Трубы нужны и «связистам»— тем, кто тянет кабель для гигантов типа МТС и «Ростелекома». «С крупными заказчиками мы вели работу почти два года, присылали им пробные партии, приезжали на шеф-монтаж, давали рекомендации и в итоге выиграли тендер», — рассказывает Анастасия Родионова.

Игроки поменьше сейчас все активнее выходят на «Росал» сами, а два года назад «Росал» подписался и на госзаказ: сегодня, например, компания поставляет трубы подрядным организациям Ярославского водоканала. На гостендеры приходится примерно 15–20% всех продаж.

В новое оборудование и НИОКР компания Алексея Иншакова за четыре года вложила более 80 млн рублей

Производственные инновации (новые составы, технологические ноу-хау, добавление в трубы переработанных полимеров) также стали неплохим способом перетягивания клиентов у заводов-конкурентов. Всего в новое оборудование и НИОКР компания Иншакова за четыре года вложила более 80 млн рублей. «На реализацию одного проекта уходит 14–15 млн рублей, но инвестиции возвращаются через полгода», — комментирует Анастасия Родионова. Один патент «Росалу» получить уже удалось, еще четыре находятся в стадии существенной экспертизы. Ежегодно научные изыскания и эксперименты добавляют в ассортимент две-три позиции.

В планах основателей — выйти за пределы России и наладить тесные отношения с Казахстаном. Географическое положение позволяет «Росалу» предлагать самые выгодные условия по доставке продукции в эту страну.

«По первым своим бизнесам я понял, что предпринимателю нельзя отходить от дел, всегда надо быть в теме», — говорит основатель «Росала» Алексей Иншаков. Сам он работает в центре производственных инноваций компании: придумывает, как собирать оборудование, участвует в поиске новых формул. «Так получилось, что запуск и рост „Росала” прошел гладко, но денег на развитие, как и любой другой компании, постоянно не хватает, — делится проблемами Иншаков. — 30% прибыли мы реинвестируем, активно пользуемся кредитами. Если будем топтаться на месте, нас быстро обгонят конкуренты».