Что такое сценарный подход и почему он эффективен в планировании на нестабильном рынке

Что такое сценарный подход и почему он эффективен в планировании на нестабильном рынке

Окончание года традиционно означает время подведения итогов сделанного за год, анализа достигнутого и разбора полетов. И, конечно же, мы закладываем планы на наступающий год. Только как это можно делать сейчас, когда рынок настолько нестабилен, что многие руководители не видят вообще никакого смысла в планах?

Планы все равно нужны, именно они позволяют фокусироваться на цели, собирать в «луч лазера» все ресурсы. И это особенно важно в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

Только надо выбрать подходящие инструменты планирования, использовать гибкие методики.

Кризис — значит выбираем гибкое планирование

1. Сегодня мы очень часто слышим о гибком и жестком планировании. Так вот, гибкое планирование — это как раз про планирование в условиях кризиса. Если рынок динамично меняется, то мы постоянно сверяемся с картой местности, готовы перестраиваться и вносить коррективы в первоначальный план.

2. И здесь руководителю и собственнику компании помогут методы гибкого (адаптивного) планирования, среди которых наиболее известный метод – сценарное прогнозирование.
Самое главное в сценарном прогнозировании — увидеть связь между управленческой деятельностью и необходимостью принятия решений в рамках альтернативных вариантов и связанным с этим выбором риском.

3. В теории сценарный метод применяется для анализа редких и уникальных событий, не имеющих репрезентативной статистики. Используется прогнозный метод развития событий с целью определения их последствия.
На практике сценарный метод — это метод приспособления или компромисса с внешними условиями. Сценарный прогноз дает возможность привести наши сегодняшние действия в соответствие с меняющейся ситуацией согласно сценарию.

4. Кто строит прогнозы? Эксперты. Можно воспользоваться экспертной информацией из открытых источников, а можно обратиться к своим сотрудникам, поставщикам, деловым партнерам (всем, кто находится внутри рынка и чувствует его). Также часто собственники бизнеса по умолчанию опираются на собственный экспертный прогноз ситуации — включают свое стратегическое видение.

Как и сколько сценариев нужно прописать?

1. Важно выделить ключевые рыночные тренды и расписать 3-4 сценария развития событий.
Проработка большего количества сценариев (более 4) уже слишком затратна по ресурсам. Менее 3 — по сути лишено смысла (два сценария — это всего лишь план А и план Б).

2. Поэтому три-четыре сценария — самый подходящий вариант оценки развития событий: есть разброс трендов, при этом есть фокусировка на главных пунктах.
Обычно составляют благоприятный сценарий, негативный сценарий и реалистичный сценарий. И под эти сценарии мы обозначаем варианты наших среднесрочных целей. И по мере приближения к ним вносим в наш план необходимые корректировки.

3. Рассмотрим работу со сценариями на примере производственной компании
В конце прошлого года там был принят и утвержден план работы на 2016 год для всех функциональных подразделений в условиях экономического кризиса. План включал в себя цели по прибыли и объему продаж в зависимости от курса доллара.

4. Как именно применение сценарной технологии помогло справится с ситуацией неопределенности, найти новые пути развития в кризис?
Четкость целей позволяет ставить достижимые и понятные задачи.
Также успешной составляющий этого метода является ежедневный контроль за текущим состояние и его сравнение с планом, это позволяет четко понимать куда мы движемся и как мы этого достигнем.
Поскольку критерии и приоритеты определены, то и решения принимаются в соответствии с планом.
Отсутствие паники и понимание со стороны сотрудников того, что именно внешние факторы в экономике заставляют нас действовать по этим сценариям, служит залогом для хорошей работы в команде.
Также этот метод снял и многие другие негативные факты: снижение расходов на командировки, временный запрет на наем новый сотрудников, отказ от бонусов по итогам года.

5. По итогам 2016 года компания превысила свои показатели по объему продаж и прибыли. И во многом — именно потому, что смогла вовремя внедрить, грамотно использовать сценарный подход в планировании.
Возможно, данный пример окажется полезен для кого-то сейчас, когда многие компании планируют свой 2017 год.